02 Листопада 2021, 21:47
Мистецтво
"Я коплю це в собі". Як у Маріуполі через мистецтво переосмислюють самотність молоді
Платформа «ТЮ» у Маріуполі запустила творчий проєкт на болючі теми – «Стереологія». Він складається з серії артрезиденцій, присвячених ідентичності, свободі та тривогам молодих людей.
«Я коплю это в себе»
Как в Мариуполе через искусство переосмысливают одиночество молодежи
Платформа «ТЮ» в Мариуполе запустила творческий проект на болезненные темы — «Стереология». Он состоит из серии арт-резиденций, посвященных идентичности, свободе и тревогам молодых людей.
В каждом эпизоде примут участие два художника или художницы (визуального и звукового направления). В ходе сотрудничества они будут привлекать местную молодежь для творческой рефлексии на заданную тему. Результатом этого сотрудничества станут арт-продукты в соавторстве с выбранными художниками, а также в кооперации с молодежью.
Первый эпизод «Стереологии» называется «Самотына» и посвящен чувству одиночества и уединению. «Восточный вариант» расспросил участников первой резиденции о том, как они понимают и переживают одиночество, считают ли его разрушающей или созидающей эмоцией, а также собрал советы психотерапевтки о том, что такое одиночество и как с ним справляться.
Первый эпизод «Стереологии» называется «Самотына» и посвящен чувству одиночества и уединению. «Восточный вариант» расспросил участников первой резиденции о том, как они понимают и переживают одиночество, считают ли его разрушающей или созидающей эмоцией, а также собрал советы психотерапевтки о том, что такое одиночество и как с ним справляться.
На выставке, которая откроется в «ТЮ» 5 ноября, вы сможете увидеть работы, созданные участниками первого эпизода проекта «Стереология: Самотына».
Фото предоставлены
платформой «ТЮ»
платформой «ТЮ»
В проекте «Стереология» платформы «ТЮ» резиденты используют для сбора информации «дрейфы» — коллективные прогулки по городу, чтобы зафиксировать ощущения и идеи, вызванные урбанистическими пейзажами. Во время дрейфов участники делятся своими чувствами, историями и демонстрируют места, связанные для них с одиночеством.
Герои этого текста по-разному воспринимают одиночество. Более того, один и тот же человек в разное время может как наслаждаться уединением, так и находиться в поисках общения.
Герои этого текста по-разному воспринимают одиночество. Более того, один и тот же человек в разное время может как наслаждаться уединением, так и находиться в поисках общения.
Настя, 16 лет
Еще на первой встрече мы с ребятами поняли, что есть два одиночества. Первое, когда ты по собственному желанию абстрагируешься от людей, чтобы набраться жизненных сил, подумать и идти дальше с чистой головой. И второе, когда общество само тебя отталкивает, и ты чувствуешь себя одиноким не по своей воле. Мне пришлось испытать и то, и другое.
Набережная с заброшенным поездом у меня как раз ассоциируется с местом одиночества. Именно там я проводила многие свои одинокие дни. Оно дает мне спокойствие. И я с радостью поделилась им с другими ребятами.
Набережная с заброшенным поездом у меня как раз ассоциируется с местом одиночества. Именно там я проводила многие свои одинокие дни. Оно дает мне спокойствие. И я с радостью поделилась им с другими ребятами.
Фото предоставлены
платформой «ТЮ»
платформой «ТЮ»
История этих вагонов очень интересная и она символизирует само одиночество. Как мне рассказывали, перед тем, как война началась, эти вагоны приехали, долгое время не могли уехать из-за военных действий. Там жили проводники, машинисты... Но потом за людьми приехали и забрали. А поезд так и остался.
Я приходила туда отрефлексировать одиночество. Там всегда тихо, спокойно. Хотя с появлением нового пирса там стало многолюдно. Редко можно застать такой момент, чтобы можно было как раньше прийти, сесть прямо на песок и сидеть по два-три часа, как я делала раньше.
Мой последний сильный момент одиночества закончился совсем недавно. Две недели назад я вышла из эмоционального выгорания, когда по собственной воле абстрагировалась практически от всех. Тогда я занималась любимым делом — писательством. По большей части, мне помог преодолеть одиночество проект «Стереология», потому что он заставил меня выходить из дома, знакомиться с новыми людьми. Постепенно я пришла в норму и сейчас чувствую себя отлично.
Раньше я преодолевала одиночество, выговариваясь дорогим мне людям. Сейчас это стало проблематичнее. Я коплю это в себе и как-то пережидаю. Также я начала писать когда-то, потому что мне некому было выговориться.
Я приходила туда отрефлексировать одиночество. Там всегда тихо, спокойно. Хотя с появлением нового пирса там стало многолюдно. Редко можно застать такой момент, чтобы можно было как раньше прийти, сесть прямо на песок и сидеть по два-три часа, как я делала раньше.
Мой последний сильный момент одиночества закончился совсем недавно. Две недели назад я вышла из эмоционального выгорания, когда по собственной воле абстрагировалась практически от всех. Тогда я занималась любимым делом — писательством. По большей части, мне помог преодолеть одиночество проект «Стереология», потому что он заставил меня выходить из дома, знакомиться с новыми людьми. Постепенно я пришла в норму и сейчас чувствую себя отлично.
Раньше я преодолевала одиночество, выговариваясь дорогим мне людям. Сейчас это стало проблематичнее. Я коплю это в себе и как-то пережидаю. Также я начала писать когда-то, потому что мне некому было выговориться.
Фото: Ольга
Чекотовская
Чекотовская
Писательство помогает мне. Читая старые тексты, я вижу, что все-таки выросла и в плане эмоциональном и ментальном. Я понимаю, что сейчас с ними поступила бы иначе, будучи с уже более трезвой и взрослой головой.
Над своим проектом я работаю с Олей (Ольга Чекотовская — приглашенная художница резиденции — ВВ). Когда на первой встрече все представлялись, говоря о том, что они фотографируют или рисуют, я сказала, что не умею ни того, ни другого. Тогда же подумала: как я могу задействовать свой талант. Оля с Катей (Екатерина Кострова — приглашенная саунд-артистка резиденции — ВВ) сказали мне, что текст — это не проблема, и что многие художники передают свою идею не только через рисунки, но и через слово.
Мне безумно нравится то, что получается. Наверное, без Оли я бы не смогла, я очень ей благодарна за все это время, мы с ней очень сконнектились. Поэтому я думаю, что когда Оля уедет, я буду скучать.
Над своим проектом я работаю с Олей (Ольга Чекотовская — приглашенная художница резиденции — ВВ). Когда на первой встрече все представлялись, говоря о том, что они фотографируют или рисуют, я сказала, что не умею ни того, ни другого. Тогда же подумала: как я могу задействовать свой талант. Оля с Катей (Екатерина Кострова — приглашенная саунд-артистка резиденции — ВВ) сказали мне, что текст — это не проблема, и что многие художники передают свою идею не только через рисунки, но и через слово.
Мне безумно нравится то, что получается. Наверное, без Оли я бы не смогла, я очень ей благодарна за все это время, мы с ней очень сконнектились. Поэтому я думаю, что когда Оля уедет, я буду скучать.
Влад, 16 лет
В последнее время я часто чувствую себя одиноким. Нахожусь в поиске общения, потому что то, что было в детстве, — устарело и как будто навязано. А новое завести достаточно сложно, потому что мир сложный и все замкнуты в себе.
Я выделяю для себя разное одиночество. Эмоции — сложная штука. Они могут вылезти в самый неподходящий момент и ударить по тебе до слёз. В свои моменты одиночества я отдыхаю, перезагружаю свой разум и тело. А бывает такое, что нуждаюсь в общении с людьми. Потом понимаю, что не с кем. Это обидно.
Недавно, когда я попал в новое учебное заведение, это чувство вроде бы пропало. Я начал контактировать с новыми ребятами… Но дальше знакомства никуда не пошло. Темы закончилось только на учебных, поэтому всплеск, который был в начале сентября, сошел на нет.
Я выделяю для себя разное одиночество. Эмоции — сложная штука. Они могут вылезти в самый неподходящий момент и ударить по тебе до слёз. В свои моменты одиночества я отдыхаю, перезагружаю свой разум и тело. А бывает такое, что нуждаюсь в общении с людьми. Потом понимаю, что не с кем. Это обидно.
Недавно, когда я попал в новое учебное заведение, это чувство вроде бы пропало. Я начал контактировать с новыми ребятами… Но дальше знакомства никуда не пошло. Темы закончилось только на учебных, поэтому всплеск, который был в начале сентября, сошел на нет.
Фото: Мария
Пронина
Пронина
Карантин очень изменил и разделил людей. Люди стали меньше видеться и контактировать. Что касается меня, то именно за время карантина я переосмыслил жизнь, в том числе и в вопросе общения и понял, что пришло время менять свое окружение.
Всплесков одиночества нет, я чувствую себя «равномерно» одиноким. Но недавно было чувство обиды. В марте был случай, когда друзья оставили меня в неприятной ситуации. Вообще говоря, часто были ситуации, когда я был не согласен с командой. Меня не понимали и я отстранялся.
Очень одиноким местом мне кажется обрыв возле «Поживановской» церкви (Собор Святого Архистратига Божия Михаила — ВВ). Рядом с этим местом случился переломный момент в общении с некоторыми людьми. Одиночество я также чувствую возле своей школы. Возможно потому, что я мало и плохо общался с одноклассниками. И ещё одно такое место — обрыв в Приморском парке, я туда обычно сам хожу, не люблю кого-то водить. Это сильное место, которое подпитывает меня.
Всплесков одиночества нет, я чувствую себя «равномерно» одиноким. Но недавно было чувство обиды. В марте был случай, когда друзья оставили меня в неприятной ситуации. Вообще говоря, часто были ситуации, когда я был не согласен с командой. Меня не понимали и я отстранялся.
Очень одиноким местом мне кажется обрыв возле «Поживановской» церкви (Собор Святого Архистратига Божия Михаила — ВВ). Рядом с этим местом случился переломный момент в общении с некоторыми людьми. Одиночество я также чувствую возле своей школы. Возможно потому, что я мало и плохо общался с одноклассниками. И ещё одно такое место — обрыв в Приморском парке, я туда обычно сам хожу, не люблю кого-то водить. Это сильное место, которое подпитывает меня.
Фото: Ольга Чекотовская
Мне очень понравилась эта встреча. Она вдохновила меня, потому что пришли классные ребята, которые хотели создавать. У меня зародилась идея для проекта, который я хотел бы создать в рамках «Стереологии».
Я занимаюсь театральным искусством, снимаю короткометражки. Потому мне близко театральное и киноискусство. Но хотелось создать что-то новое. Я вспомнил детскую мечту — стать певцом. Хотел бы написать песню об одиночестве, о том, что люди могут быть зациклены только на себе и не замечать того, что происходит с другими.
Я занимаюсь театральным искусством, снимаю короткометражки. Потому мне близко театральное и киноискусство. Но хотелось создать что-то новое. Я вспомнил детскую мечту — стать певцом. Хотел бы написать песню об одиночестве, о том, что люди могут быть зациклены только на себе и не замечать того, что происходит с другими.
Настя, 18 лет
На самом деле, для меня тема одиночества не является какой-то депрессивной. Для меня, как человека творчества, художницы, одиночество — это самое ценное. Именно в нем приходят идеи, которые не можешь услышать в обществе. Когда человек грустит, что его предали друзья, это можно вывести в картину, фотографию. Это то, чем можно вдохновиться. Ни в коем случае для меня это не плохое состояние.
Я люблю и общество, но я не могу долго с кем-то жить, я люблю свой кокон и люблю, что там все по-моему.
Я люблю и общество, но я не могу долго с кем-то жить, я люблю свой кокон и люблю, что там все по-моему.
Фото: Ольга Чекотовская
В школе были сложные периоды. Если ты неправильно выглядишь, то тебя за это буллят. И ты либо переживаешь момент и идешь дальше, либо тебя просто разрушают. У всех были истории, основанные на этом. Я поддерживаю высказывание, что школа — это полнейший… ад.
Последний момент моего одиночества связан с потерей друга. Когда ты вливаешься в новые романтические отношения, ты не перестаешь считать друзей друзьями, но вы отдаляетесь. Я вот таким образом потеряла подругу. Испытала скорее даже грусть от того, что с каждым годом ты становишься взрослее, и тем больше у тебя времени побыть самим, а друзья отсеиваются.
Место, которое у меня ассоциируется с одиночеством, знают все. Это очень видное место, но при этом его никто не замечает. Это пост-мост, где проходные ворота «Азовстали». Под мостом протекает река, в которой невероятное количество грязи, куда стекают отходы. Там есть островок, где рыбаки ловят рыбу в этой грязной воде. Над головой у них ездят машины, невероятное количество тонн металла. Все это давит на тебя, но при этом и вдохновляет.
Последний момент моего одиночества связан с потерей друга. Когда ты вливаешься в новые романтические отношения, ты не перестаешь считать друзей друзьями, но вы отдаляетесь. Я вот таким образом потеряла подругу. Испытала скорее даже грусть от того, что с каждым годом ты становишься взрослее, и тем больше у тебя времени побыть самим, а друзья отсеиваются.
Место, которое у меня ассоциируется с одиночеством, знают все. Это очень видное место, но при этом его никто не замечает. Это пост-мост, где проходные ворота «Азовстали». Под мостом протекает река, в которой невероятное количество грязи, куда стекают отходы. Там есть островок, где рыбаки ловят рыбу в этой грязной воде. Над головой у них ездят машины, невероятное количество тонн металла. Все это давит на тебя, но при этом и вдохновляет.
Фото: Мария
Пронина
Пронина
Еще с детства так пошло, что мне нравится рисовать какие-то сюрреалистические сюжеты, которые не основываются на стереотипных вещах, вроде отношений и так далее.
У меня уже была выставка моих работ в «ТЮ», в том числе несколько из них касались темы одиночества. Были работы на тему психологических травм. В рамках «Стереологии» у меня есть три отдельных проекта — два моих личных и один с Олей.
У меня уже была выставка моих работ в «ТЮ», в том числе несколько из них касались темы одиночества. Были работы на тему психологических травм. В рамках «Стереологии» у меня есть три отдельных проекта — два моих личных и один с Олей.
Екатерина Кострова, продюсерка, саунд-артистка
Екатерина Кострова, продюсерка, саунд-артистка. Фото: из личного архива героини
Екатерина работает в таких жанрах как дарк эмбиент, дрон, техно, нойз. Экспериментирует с собственным саундом, обрабатывая и синтезируя звук, а также делает полевые записи.
Я чувствую, что между нами и молодыми участниками проекта есть generation gap (разрыв поколений — ВВ). Но есть и общие моменты, присущие любому поколению, когда они переживали подростковый возраст.
Я чувствую, что между нами и молодыми участниками проекта есть generation gap (разрыв поколений — ВВ). Но есть и общие моменты, присущие любому поколению, когда они переживали подростковый возраст.
Например, многие говорили о том, что им не с кем поговорить. Кажется, что сейчас с этим легче справиться, потому что есть интернет, своих единомышленников можно найти в онлайне. Но, видимо, с этим все равно возникают сложности.
Немногие вспоминали, что карантин и локдаун привел их в еще большую изоляцию. А для кого-то вообще ничего изменилось.
Немногие вспоминали, что карантин и локдаун привел их в еще большую изоляцию. А для кого-то вообще ничего изменилось.
Фото: Мария
Пронина
Пронина
Со временем я сама научилась воспринимать одиночество, как ресурсное состояние. В нем меня часто посещает вдохновение. Эти эмоции я стараюсь выразить в музыке. Но так было не всегда. Будучи подростком, я скорее воспринимала одиночество, как что-то негативное. А сейчас на разные вещи смотришь уже по-другому, учишься находить что-то полезное.
Мне нравится, что молодые люди, с которыми мы встречались, не зацикливаются на одном виде искусства, а хотят сделать что-то такое, чего они никогда не делали раньше. Интересно работать с ребятами, которые хотят выйти за рамки привычной деятельности.
В своем проекте я хочу как можно больше передать эти ощущения. В работе с молодежью я хочу сделать акцент на их стороне творчества.
Мне нравится, что молодые люди, с которыми мы встречались, не зацикливаются на одном виде искусства, а хотят сделать что-то такое, чего они никогда не делали раньше. Интересно работать с ребятами, которые хотят выйти за рамки привычной деятельности.
В своем проекте я хочу как можно больше передать эти ощущения. В работе с молодежью я хочу сделать акцент на их стороне творчества.
Фото: Мария Пронина
Шумовое пространство Мариуполя не слишком насыщенное по сравнению с Киевом. Во время дрейфов мы записывали разные звуки — индустриальные и природные.
Мой проект будет их сочетанием. Думаю, в конце это будет живое выступление с вкраплениями того, что мы записывали с ребятами.
Мой проект будет их сочетанием. Думаю, в конце это будет живое выступление с вкраплениями того, что мы записывали с ребятами.
Ольга Чекотовская, художница
Ольга Чекотовская, художница. Фото: из личного архива героини
Ольга ведет блог о современном искусстве и актуальных выставках. Работает в таких техниках как фотография, объекты, инсталляция. Ее метод в творчестве — коллекционирования и компиляция живого и неживого.
У меня сложилось впечатление, что для ребят одиночество — это не что-то опустошающее, страшное. Конечно, есть такие истории, когда понимаешь, что эти молодые люди попадали в ситуации, где чувствовали себя ужасно.
У меня сложилось впечатление, что для ребят одиночество — это не что-то опустошающее, страшное. Конечно, есть такие истории, когда понимаешь, что эти молодые люди попадали в ситуации, где чувствовали себя ужасно.
И у нас даже будет такая работа с негативными коннотациями. Но в целом для них одиночество — это какой-то поучительный опыт.
Их одиночество связано скорее с непониманием сверстников, когда они не находят близких по духу людей. Родители в рассказах почти не фигурируют.
Их одиночество связано скорее с непониманием сверстников, когда они не находят близких по духу людей. Родители в рассказах почти не фигурируют.
Фото: Мария Пронина
Я понимаю, что их проблемы — такие же, как были у меня. Мы в их возрасте задавались теми же вопросами. Некоторые ребята очень похожи на моих друзей, у меня даже немного ностальгия появилась. Поколения разные, вопросы одинаковые.
В этом проекте я делаю работу о детстве. Море для меня — это ассоциации, как мы с родителями ездили на море. И это было радостное время.
В этом проекте я делаю работу о детстве. Море для меня — это ассоциации, как мы с родителями ездили на море. И это было радостное время.
Фото: Мария
Пронина
Пронина
У меня будет объект — маленькая скульптура с элементами осыпавшейся мозаики «Туризм и отдых» (на фасаде бывшего ресторана «Турист» — ВВ). Причем, осыпались с неё именно дети. Эта работа будет о размышлениях о детстве и о поколениях. Мозаика была взята как символ поколения, которое родилось в Советском Союзе. Я и сама родилась еще в то время. Но преемственности между поколениями нет. Символы советского детства заменяются символами нового поколения, например, новыми детскими площадками. Одна из идей работы — это вопрос о преемственности поколений и её отсутствия в Украине.
У меня с ребятами получилась эмоциональная связь. Они помогли мне сделать мою работу. Но для меня главное, чтобы они сделали свои так, как хотят.
У меня с ребятами получилась эмоциональная связь. Они помогли мне сделать мою работу. Но для меня главное, чтобы они сделали свои так, как хотят.
Что помогает преодолеть чувство одиночества: мнение специалиста
Примерно 40% людей возрастом от 16 до 24 лет часто или очень часто чувствуют себя одинокими, по данным исследования BBC Loneliness Experiment. При этом люди старшего возраста на вопрос о том, в какой момент жизни они чувствовали себя одиноко, вспоминали именно молодость. Похоже, что на это чувство влияют не современные условия, в которых развивается молодежь, а сам по себе возрастной период.
Возможно, это связано с тем, что в юном возрасте нам еще тяжело понять, как отрефлексировать эту эмоцию, правильно справиться с ней или конвертировать её во что-то приятное.
Мы спросили у специалиста, почему людям свойственно время от времени чувствовать себя одинокими, чем это ощущение отличается на разных возрастных этапах и правильно ли добровольно уединяться и
Возможно, это связано с тем, что в юном возрасте нам еще тяжело понять, как отрефлексировать эту эмоцию, правильно справиться с ней или конвертировать её во что-то приятное.
Мы спросили у специалиста, почему людям свойственно время от времени чувствовать себя одинокими, чем это ощущение отличается на разных возрастных этапах и правильно ли добровольно уединяться и
Ирина Ткач, заведующая центром психологической помощи КНПУ «Психиатрическая больница Мариуполя №7», практикует частную психотерапию. Фото: из архива Ирины Ткач
Какова природа одиночества?
Человек — социальное существо, поэтому у него есть потребность в общении.
Природа одиночества может быть разной. Если это здоровое состояние одиночества, то человеку в нем достаточно комфортно. То есть, он может быть и в социуме, а периодически может быть в состоянии одиночества, где можно побыть с самим собой, порефлексировать и при этом чувствовать себя комфортно.
Одиночество как некомфортное состояние часто связано либо с утратами, либо с нарушением привязанности в детском возрасте. В первом случае это этап горевания при расставании или смерти. Он проходит со временем.
Во втором случае это бывает, когда человек за счет других пытается компенсировать свою значимость. Он за счет других подтверждает, что он значим и нужен. И если не находится таких близких значимых людей — родители, друзья, партнеры, то он испытывает одиночество.
Человек — социальное существо, поэтому у него есть потребность в общении.
Природа одиночества может быть разной. Если это здоровое состояние одиночества, то человеку в нем достаточно комфортно. То есть, он может быть и в социуме, а периодически может быть в состоянии одиночества, где можно побыть с самим собой, порефлексировать и при этом чувствовать себя комфортно.
Одиночество как некомфортное состояние часто связано либо с утратами, либо с нарушением привязанности в детском возрасте. В первом случае это этап горевания при расставании или смерти. Он проходит со временем.
Во втором случае это бывает, когда человек за счет других пытается компенсировать свою значимость. Он за счет других подтверждает, что он значим и нужен. И если не находится таких близких значимых людей — родители, друзья, партнеры, то он испытывает одиночество.
Как отличается чувство одиночество в разные периоды жизни подростков?
Если говорить об этапе 13-14 лет, то в это время человек социально уже вроде бы готов уйти в социум, а психологически еще нет. Поэтому у него происходят конфликты дома и с друзьями. Ему кажется, что его никто не понимает и не поддерживает.
Это формирует чувство одиночества. Оно проходит со временем, когда подросток проживает этот период, доживает его успешно при поддержке взрослых или специалиста. По мере взросления психологический и социальный компоненты развития его личности начинают совпадать.
16-18 лет — это более зрелый возраст. Здесь нужно говорить о том, как сформировалась личность. О том, как она формировалась в детстве, как переживались травмы, насколько подросток понимает, чего он хочет. В этот период происходит становление. Потому возможен конфликт с собой, который человек может перекладывать на социум.
С чем путают чувство одиночества?
Людям на определенном возрастном этапе достаточно сложно распознавать свои эмоции и чувства. Тогда мы, например, можем путать его с обидой.
Когда нас кто-то обидел, мы можем, жалея себя, обвинять кого-то в том, что нас никто не поддержал. Чувство злости тоже часто путается с одиночеством.
Нормально ли добровольно входить в состояние одиночества, уединяться?
Уединяться — это не то, что нормально, это здорово. Периодически каждому нужно уединиться и побыть с собой. При этом есть возможность переоценить что-то и перезагрузиться. И, конечно, правильно разделять одиночество и уединение.
Уединение — это наш сознательный выбор, мы идем на него осознанно, чтобы наполниться ресурсом или избежать каких-то ситуаций на данный момент. Мы точно знаем срок этого уединения и знаем, чем оно будет нам полезно.
А одиночество — это про другое. Это про то, что мы не чувствуем какой-то опоры в жизни. Человек не может опереться на себя, соответственно ему сложно опираться даже на значимых людей вокруг себя.
Что помогает преодолеть чувство одиночества?
Во-первых, здесь нужно понимать, почему у меня именно сейчас возникает это чувство одиночества. Важно к себе прислушаться, понять, что мне может помочь изменить это ощущение.
Важно не бояться просить помощи, делать какие-то шаги. Первый этап — понять, почему я это испытываю сейчас. Второй — чего я хочу. Третий — что я могу делать для того, чтобы этого чувства у меня не было.
Практически это такой внутриличностный рост — сначала найти опору в себе, чтобы не быть одиноким внутри себя. Тогда человек сможет обращаться за помощью с понимаем того, какая именно помощь ему нужна.
Если говорить об этапе 13-14 лет, то в это время человек социально уже вроде бы готов уйти в социум, а психологически еще нет. Поэтому у него происходят конфликты дома и с друзьями. Ему кажется, что его никто не понимает и не поддерживает.
Это формирует чувство одиночества. Оно проходит со временем, когда подросток проживает этот период, доживает его успешно при поддержке взрослых или специалиста. По мере взросления психологический и социальный компоненты развития его личности начинают совпадать.
16-18 лет — это более зрелый возраст. Здесь нужно говорить о том, как сформировалась личность. О том, как она формировалась в детстве, как переживались травмы, насколько подросток понимает, чего он хочет. В этот период происходит становление. Потому возможен конфликт с собой, который человек может перекладывать на социум.
С чем путают чувство одиночества?
Людям на определенном возрастном этапе достаточно сложно распознавать свои эмоции и чувства. Тогда мы, например, можем путать его с обидой.
Когда нас кто-то обидел, мы можем, жалея себя, обвинять кого-то в том, что нас никто не поддержал. Чувство злости тоже часто путается с одиночеством.
Нормально ли добровольно входить в состояние одиночества, уединяться?
Уединяться — это не то, что нормально, это здорово. Периодически каждому нужно уединиться и побыть с собой. При этом есть возможность переоценить что-то и перезагрузиться. И, конечно, правильно разделять одиночество и уединение.
Уединение — это наш сознательный выбор, мы идем на него осознанно, чтобы наполниться ресурсом или избежать каких-то ситуаций на данный момент. Мы точно знаем срок этого уединения и знаем, чем оно будет нам полезно.
А одиночество — это про другое. Это про то, что мы не чувствуем какой-то опоры в жизни. Человек не может опереться на себя, соответственно ему сложно опираться даже на значимых людей вокруг себя.
Что помогает преодолеть чувство одиночества?
Во-первых, здесь нужно понимать, почему у меня именно сейчас возникает это чувство одиночества. Важно к себе прислушаться, понять, что мне может помочь изменить это ощущение.
Важно не бояться просить помощи, делать какие-то шаги. Первый этап — понять, почему я это испытываю сейчас. Второй — чего я хочу. Третий — что я могу делать для того, чтобы этого чувства у меня не было.
Практически это такой внутриличностный рост — сначала найти опору в себе, чтобы не быть одиноким внутри себя. Тогда человек сможет обращаться за помощью с понимаем того, какая именно помощь ему нужна.
Презентация первого эпизода «Стереологии» и открытие выставки пройдет 5 ноября в платформе «ТЮ» с соблюдением всех карантинных правил и требований красной зоны.
Цифровую версию выставки можно будет увидеть на сайте strlg.art. Также скоро будет выпущен фильм про первый эпизод резиденции под авторством художницы Марии Прониной.
Следующий эпизод резиденции начнется в конце ноября, а всего в проекте пять циклов. Мы на «Восточном варианте» будем подробно освещать каждый из них.
Цифровую версию выставки можно будет увидеть на сайте strlg.art. Также скоро будет выпущен фильм про первый эпизод резиденции под авторством художницы Марии Прониной.
Следующий эпизод резиденции начнется в конце ноября, а всего в проекте пять циклов. Мы на «Восточном варианте» будем подробно освещать каждый из них.
Проект «Стереология» стал возможен и реализуется при поддержке Посольства Нидерландов в Украине.
Подписывайтесь на телеграмм-канал Восточного варианта
3355