"Майдан" в Антраците. Шахтеры добились выплаты зарплаты у формирований "ЛНР"
Экономическая ситуация в ОРДЛО прогнозировано и закономерно приближается к коллапсу. Еще в самом начале так называемой «русской весны», когда города Донбасса были охвачены пророссийскими митингами, организаторы которых требовали отделения региона от Украины, трезвые, здравомыслящие голоса предупреждали, что сепаратизм окажет разрушительное влияние на экономику региона и приведет к гибели Донбасса в его нынешнем виде. Было очевидно, что ни «референдум», ни «республики» мир не признает, и Донбасс, подобно Абхазии или Приднестровью, окажется в безвременье. Людей, предупреждавших тогда о катастрофе, и пытавшихся ее предотвратить, сторонники России обзывали фашистами, врагами Донбасса и агентами Запада. Но как показало время, именно сторонники территориальной целостности Украины и противники образования «республик» были той здоровой силой, которая могла удержать регион на краю пропасти и остановить его сползание в хаос и упадок. Увы, эта сила проиграла. И теперь Донбасс терпит настоящее бедствие, но силы, которая могла бы остановить катастрофу, в регионе больше нет.
Пандемия коронавируса нанесла тяжелейший удар всей мировой экономике, вызвав тяжелый кризис. Но особенно болезненным этот удар оказался для экономики ОРДЛО, которая и до начала пандемии постепенно разваливалась. До сих пор какую-то жизнеспособность этой экономики поддерживала Российская Федерация. Но когда сама Россия столкнулась с тяжелым кризисом, то в первую очередь, разумеется, стала спасать свои предприятия. Те же заводы и шахты, что продолжают работать в ОРДЛО, формально как бы ничьи. Законные владельцы их не контролируют, а незаконные просто пользуются чужим захваченным имуществом. Соответственно, никаких стимулов спасать эти предприятия, ценой собственных жертв, у России нет.
Официально ОРДЛО для России - это Украина. На днях эту мысль в очередной раз подтвердил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков (то есть, сам Путин). А раз так, никаких обязательств перед другим государством у руководства России нет. Под удар кризиса попала вся промышленность (существенно сократил производство даже флагман экономики так называемой «ЛНР» - Алчевский металлургический комбинат). Но больше всего досталось, как всегда, шахтерам. Долги по зарплате на шахтах ОРДЛО накапливались и раньше, но весной ситуация ухудшилась. На многих угледобывающих предприятиях фактически не платили деньги всю весну. На многих шахтах до сих пор не выплачены зарплаты за март.
Оказавшись в ситуации безденежья, администрация «ЛНР» не придумала ничего лучше, чем ликвидировать большую часть шахт (это назвали реорганизацией), а на оставшихся банально обмануть людей и не заплатить им зарплату. Для этого была организована нехитрая схема. Ряд шахт, накопивших долги, перерегистрировали с одного юридического лица на другое. К примеру, шахта «Комсомольская» (город Антрацит) ранее считалась «государственной» и входила в состав «государственного унитарного предприятия «Антрацит». Однако, в мае ГУП «Антрацит» было ликвидировано, и вместо него появилось другое ГУП - «Восток-уголь». Шахту передали ему, а старое юрлицо исчезло вместе с долгами по зарплате за март и апрель.
Формально (с точки зрения формирований «ЛНР») шахта как была, как и осталась «государственнной». Однако смена юридического лица позволила руководству шахты заявить: новое предприятие вам ничего не должно, а свои долги спрашивайте с предыдущего владельца. Такой наглости сотрудники шахтеры уже не могли стерпеть, и объявили забастовку.
4 июня более ста человек отказались подниматься на поверхность и остались под землей до тех пор, пока руководство не рассчитается с долгами ликвидированного ГУП «Антрацит» за март и апрель. Их поддержали родственники и коллеги на поверхности. Но вместо того, чтобы оперативно решить финансовый вопрос, боевики попытались сначала задавить забастовку и замолчать ситуацию. В поселке Дубовский, где расположена шахта «Комсомольская» тут же объявили карантин и фактически ввели блокаду населенного пункта. Таким образом перепуганные «власти» решили перестраховаться и не допустить прибытия в поселок шахтеров других шахт, которые могли присоединиться к забастовке. Также во всем Антрацитовском районе была отключена мобильная связь местного оператора «Лугаком» и социальные сети Ютуб и Вконтакт. Последний работал с перебоями на всей территории, подконтрольной «ЛНР», однако люди давно уже научились обходить всевозможные блокировки с помощью ВПН, и потому все равно сообщали о происходящем в соцсетях.
Разумеется, против бастующих шахтеров начались и репрессии, которые давно уже стали обыденностью в «народной республике». Самых активных участников забастовки и тех, кто сообщал о ней в соцсетях, оперативно арестовало так называемое «МГБ ЛНР». Вернее, не арестовало, а похитило. По описанию очевидцев, людей действительно буквально похищали из собственных жилищ люди в масках, которые не поясняли причин задержания и не сообщали родственникам, куда увозят задержанных.
В частности, прямо из дома были похищены братья-шахтеры Игорь и Виталий Ефановы, которые освещали забастовку в соцсетях. На момент написания этого материала, в плену они находились около недели и местонахождение этих людей было неизвестно. Никаких обвинений при задержании их не предъявляли. Других задержанных шахтеров отпустили, но взяли с них подписку о неразглашении информации. Сейчас эти люди запуганы и не рассказывают ничего о том, что от них конкретно хотели боевики из «МГБ». Однако профсоюзный лидер Александр Васьковский, который живет в России, но при этом поддерживает и освещает шахтерские протесты в ОРДЛО, сообщил, что по его информации к задержанным применяли пытки. Однако, репрессии шахтеров не напугали, и забастовка продолжалась.
Любопытно, что информацию о шахтерских забастовках в ОРДЛО стали публиковать даже российские национал-патриотические ресурсы вроде «Русской весны» и «Антифашиста», которые поддерживают боевиков ЛДНР и военную агрессию против Украины. Но после того, как на этих сайтах появились материалы о забастовках, боевики «ЛНР» заблокировали и их! Это вызвало волну негодования уже у самих россиян. Например, на сайте «Русская весна» вышла статья под названием «Антинародный переворот в ЛНР», в которой администрацию «республики» обвинили в работе на Украину. Таким образом, блокировка сайтов и соцсетей не только не помогла боевикам воспрепятствовать распространению информации, но и произвела обратный эффект. Гнилость и подлость так называемых «народных республик» стала очевидна даже тем, кто сочувствовал им в России.
12 июня в центре Антрацита собрался настоящий локальный «майдан» - шахтеры вышли к зданию местной администрации и принялись стучать касками по асфальту. Такая активизация забастовщиков напугала боевиков. К акции могли присоединиться и сотрудники других шахт в других городах, где также накоплены долги по зарплатам, поэтому пламя протеста решили в срочном порядке залить деньгами. По данным участников забастовки, в бюджете «ЛНР» необходимой суммы не было, но боевики выпросили средства в России, сославшись на кризисную ситуацию. Рабочие получили деньги и прекратили забастовку. Но понятно, что такими судорожными вливаниями проблемы угольной отрасли ОРДЛО не решить - все это напоминает затыкание отдельных дыр в насквозь прогнившем корабле, который неизбежно пойдет на дно.
Учитывая сложную экономическую ситуацию в «ЛДНР», следующая подобная вспышка недовольства - лишь вопрос времени. Но даже разовыми вливаниями не получился решить главную проблему - массовое закрытие шахт. Ведь взамен уничтоженных угледобывающих предприятий не открывается никаких новых производств. Рабочие места просто исчезают, и куда пойдут люди с закрытых шахт - вопрос, на который нет ответа сегодня ни у кого.
По всей видимости, масштабная деиндустриализация приведет к такому же масштабному отъезду людей из ОРДЛО и вымиранию целых шахтерских поселков, где не останется никого, кроме одиноких стариков и инвалидов.
Денис Казанский