Луганщина гонит порожняк
В последних числах мая Минрегионразвития опубликовал результаты мониторинга областей за 2018 год. Луганская область оказалась на последнем месте в «общем зачете». Но в некоторых направлениях она все же ходит в «середнячках». «Восточный вариант» внимательно изучил результаты мониторинга, а заодно взглянул на статистику по области: где дела обстоят особенно плохо?
Кто кормит Луганскую область?
Общее итоговое место у Луганщины по результатам мониторинга Минрегиона – последнее, 25. Область имеет худшие показатели по валовому региональному продукту (ВРП) и уровню доходов населения. И основной фактор, который стал причиной такого печального положения – плачевное состояние промышленности.
ВРП в фактических ценах в расчете на одного жителя, грн
Обьем реализованной промышленной продукции в расчете на душу населения, грн
В 2018 году область не только не увеличила промпроизводство (это удалось сделать областям до 16-го места в рейтинге), но и продемонстрировала падение больше, чем у других регионов. По сравнению с предыдущим годом, Луганщина потеряла 17%.
Идекс промышленной продукции в процентах к предыдущему году
Лучше обстоят дела с сельским хозяйством – тут область чуть нарастила объем производства, заняв 16-е место. Но по эффективности использования сельхозугодий - полный провал. По объему производства сельхозпродукции в расчете на 100 гектаров регион находится на предпоследнем месте с отставанием от лидеров в четыре с лишним раза!
По росту цен область заняла место в середине рейтинга, но этот показатель не слишком существенный, поскольку в этой категории разброс показателей невелик – у лучших областей цены выросли на 8,7%, у аутсайдеров на 12,3%.
10-е место Луганщина занимает по направлению «Финансовая самодостаточность». Доходы местных бюджетов растут средними темпами по сравнению с другими областями (в пересчете этих доходов на одного жителя регион и занимает 20-е место). По размерам налогового долга область заняла 8-е место.
Понять, почему все плохо в экономике Луганской области помогает раздел «Развитие малого и среднего предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса (до 50 работников) и среднего (до 250) в области наименьшее из всех регионов Украины (в пересчете на количество населения). И при этом именно они дают больше 80% продаж товаров и услуг!
По факту на данный момент урезанный оккупацией Луганский регион кормят не добывающая промышленность и не химические гиганты – а малый и средний бизнес. Но при этом развит мелкий бизнес не достаточно, чтобы обеспечить нормальные экономические показатели.
В сравнении с Донетчиной
В Донецкой области, которая занимает в рейтинге место всего на одну ступеньку выше, малый и средний бизнес играют уже не такую значительную роль. Его доля в реализации товаров и услуг не превышает трети. Что, в общем, и понятно: на подконтрольной территории Донецкой области сохранились мощные промышленные кластеры – Мариуполь и Краматорск, лучше обстоит дело с углепромом.
Этим, очевидно, объясняется и то, что Донецкая область серьезно опережает Луганскую по уровню инвестиций. Капитальных вложений в Донецкой области в 2018 году сделано вполовину больше, чем за предыдущий год (1 место по росту в стране), в отличие от Луганщины, где «рост» – отрицательный (20-е место). Хотя, конечно, в обоих регионах не последние места по инвестициям во многом обусловлены международной донорской помощью.
В последней тройке Луганская область по развитию инфраструктуры (объемы грузоперевозок, сдача жилья в эксплуатацию и т.п.), по «зеленой» энергетике и энергоэффективности, по экологии. Да, Луганщина на первом месте по сокращению вредных выбросов в атмосферу (что связано с падением производственных показателей), но все равно их объем в соотношении с произведенной продукцией остается удручающим (23 место).
Рост прибылей и убытков
За первые три месяца нынешнего года индекс промышленного производства чуть подрос по сравнению с тем же периодом 2018 года. Однако это утешает не сильно: в 2018 он обвалился по сравнению с январем – мартом 2017 на 40%. И нынешний двухпроцентный рост – это даже не полшага к восстановлению показателей.
Согласно цифрам на сайте областной госадминистрации, рост демонстрируют некоторые предприятия химпрома. Почти вполовину увеличило выпуск продукции северодонецкое ООО «Тана» (производство композиционных полимеров), почти на треть – рубежанская фармацевтическая компания «Микрохим», около 10% составил рост производства на рубежанской «Заре». В полтора с лишним раза увеличилось производство на личичанских «Редких газах».
Северодонецкий «Азот», говорится в документе, работает неритмично и только на давальческом сырье. В первом квартале там запустили производство удобрений, но выпустили их втрое меньше, чем в первые три месяца 2018. Да и этот запуск, как говорят в городе, связн с предвыборной кампанией Юрия Бойко. После парламентских выборов жители Северодонецка ожидают остановки производства.
Просела в этом году на 1/5 отрасль, которая дает больше 12 процентов от продажи промышленной продукции области - Россия запретила ввоз украинского картона, и «Рубежанский картонно-тарный комбинат» вместо 1,1 миллиарда гривен, как в прошлом году, за первый квартал продал продукции только на 883 миллиона.
Шахты «Лисичанскугля» и «Первомайскугля» (по 4 в каждом объединении) добыли на треть меньше, чем в прошлом году. В обладминистрации это объясняют недостатком государственного финансирования предприятий и низкой ценой на их уголь.
В промышленности больше 3% от всех штатных сотрудников находились в неоплачиваемых отпусках (четверть из них – шахтеры), а свыше 6% переведены на неполную рабочую неделю.
Одна из ключевых проблем, из-за которой не могут быть запущены гиганты химпрома Лисичанский НПЗ и северодонецкий «Азот» – отсутствие резервной линии электроснабжения. Этот вопрос собираются решить, построив электроподстанцию «Кременская» (500 тыс. вольт). Но до ее ввода в эксплуатацию еще далеко.
Самый тяжелый город региона
Половина всех промышленных мощностей на подконтрольной правительству части Луганщины сосредоточена в трех городах – Северодонецк, Рубежное и Лисичанск. И Лисичанск выглядит самым проблемным на фоне соседей.
При средней зарплате по области в 7775 гривен Лисичанск (средняя зарплата 7477 ₴) отстает и от Рубежного (8899 ₴) с Северодонецком (8597 ₴), и от аграрных Новоайдарского (7963 ₴) и Старобельского (7551 ₴) районов, где почти нет никакой промышленности.
В Лисичанске также накопленысамые большие долги по зарплате на подконтрольной территории Луганской области – 26,1 миллион гривен (в Северодонецке – 20,3 млн ₴, в Рубежном – всего 863 тыс. ₴). И этот долг растет спринтерскими темпами. Если в Рубежном новых долгов в этом году вообще нет, а в Северодонецке за первый квартал к прежним долгам добавилось меньше 4%, то в Лисичанске они выросли почти на 40%!
Причины бедственного положения Лисичанска – бедственное положение его умирающей промышленности. Давно стоит принадлежащий россиянам нефтеперерабатывающий завод, сложная ситуация сложилась в объединении «Лисичанскуголь». Кроме того, серьезным ударом для города стало уничтожение стекольного завода структурами Сергея Дунаева, который фактически искуственно обанкротил это производство.
Напомним, стеклозавод «Пролетарий» был остановлен еще в 2013 году – в разгар так называемой «стабильности» Виктора Януковича. Структуры Сергея Дунаева, который получил контроль над стеклозаводом в 2009 году, загнали предприятие в огромные долги и довели его до банкротства. До 2017 года завод еще кое-как работал на давальческом сырье, а в октябре 2017 хозсуд Луганской области признал его банкротом.
Александр Белокобыльский