Лисичанский НПЗ: выведет ли «Роснефть» главный украинский актив из комы?
Остановка Лисичанского НПЗ в 2012 стала настоящей катастрофой для города и серьезным ударом для Луганщины в целом. Оглядываясь назад, задумываешься: не специально ли российские собственники загоняли регион в депрессию, готовя социальный взрыв 2014 года? Что сейчас с этим гигантом нефтепереработки? Возможен ли его запуск? Коснулись его санкции, введенные Украиной против российской государственной компании «Роснефть»?
11 веселых лет
Лисичанский нефтеперерабатывающий завод – это частное акционерное общество «ЛИНИК» (то есть «Лисичанская нефтяная инвестиционная компания»). В 2000 году предприятие было приватизировано. Фонд госимущества продал пакет акций (более 67 процентов) российской «Тюменской нефтяной компании» (ТНК).
Российского собственника встречали чуть не с хлебом-солью. До того предприятие работало с перебоями, из-за отсутствия сырья в 1999 году НПЗ стоял 326 дней. Теперь ожидалось, что таких проблем не будет. Еще бы – нефть же у ТНК своя!
На НПЗ пришла эпоха изобилия. Зарплаты были высокие, завод работал стабильно, обеспечивая около 10% ВВП региона. День химика и прочие праздники часто порождали зависть даже у жителей областного центра – в провинциальный Лисичанск ТНК привозила настоящих звезд российской эстрады.
Европейского лоску компании добавило слияние в 2003 с британской BP (бывшей British Petroleum), когда ТНК превратилась в ТНК-BP. Лисичанский НПЗ вошел в структуру ее украинского подразделения – «ТНК-BP Украина» (после 2007 – «ТНК-BP Коммерс»).
Компания остановила НПЗ в марте 2012 года из-за «убыточности нефтепереработки в Украине». Об этом и о постановке завода на внеплановый ремонт сообщил президент и главный управляющий директор «ТНК-BP Коммерс» Дидье Казимиро.
С этого момента ТНК-BP занималась лишь оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами. У нее были собственные нефтебазы и сеть АЗС. Бензин завозили из Беларуси. Но оставшихся без работы сотрудников НПЗ это утешало слабо.
Динамика прибыльности и количества сотрудников Лисичанского НПЗ. Инфографика «Сегодня»
В октябре того же 2012 года в Москве состоялась «сделка года»: компанию «ТНК-BP» приобрела государственная корпорация «Роснефть». Председатель правления НК «Роснефть» Игорь Сечин в марте 2013 заявлял, что предприятие они, хоть и не запускают, но и продавать пока не намерены. А в январе 2014 он даже говорил о возможном запуске Лисичанского НПЗ летом того же года.
«Роснефть» может использовать завод для расшатывания ситуации»
Дольше Лисичанского НПЗ продержался лишь кременчугский, который работает поныне (принадлежит компании «Укртатнафта»). Нефтепереработка в Украине обрушилась в начале 2010-х.
«Ухудшение ситуации с нефтепереработкой наблюдается с 2005 года, когда были отменены пошлины на ввоз нефтепродуктов. Правительство Юлии Тимошенко тогда заявляло, что таким образом в Украине могут стабилизироваться цены на автомобильное топливо. После этого в 2010 году остановился Одесский НПЗ, затем Надворнянский и Дрогобычский заводы, а в 2012 году был закрыт… Лисичанский», – описывала картину газета «Зеркало недели».
То есть ввозить готовый бензин и дизтопливо стало выгоднее, чем импортировать нефть и что-то из нее изготовить. Это действительно стабилизировало цены и вдобавок сняло зависимость топливного рынка от российских собственников украинских НПЗ (ТНК, «Лукойл» и «Татнефть»). Кроме того, Украина получила более качественное топливо из Литвы, Польши и Беларуси.
Однако по данным Минэнерго, из-за этого лишились работы порядка 18 тысяч работников отрасли и более 54 тысяч сотрудников смежных предприятий. А бюджет терял в год по 800 миллионов гривен (которые «доллар по восемь»).
О введении пошлин на топливо говорили в 2017 и 2018 годах. Лоббировала тему «Укртатнафта», собственник последнего работающего украинского НПЗ – Кременчугского. Государство в лице НАК «Нафтогаз Украины» владеет 43% акций, контрольный пакет у группы «Приват» Игоря Коломойского.
Впрочем, по оценке Консалтинговой группы А-95, на этом этапе единственным результатом ввода пошлин стал бы рост цен на топливо.
И хотя о возможном запуске Лисичанского НПЗ весной 2014 эксперты говорили еще в августе 2013, уверенности у них не было: «Источники не исключают, что «Роснефть» может использовать завод для расшатывания ситуации в Луганской области», – писал директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
«Град» на НПЗ
Летом 2014 вместо запуска градообразующего предприятия Лисичанск получил от России войну. С мая до конца июля город контролировали боевики террористической группировки «ЛНР». В ходе боев было несколько «прилетов» и на территорию НПЗ. Как сообщал "Восточный вариант", в ночь на 18 июля снаряды попали на территорию товарно-сырьевой базы и ТЭЦ.
Обошлось, к счастью, без жертв и пострадавших. Ущерб, нанесенный в ходе боевых действий, как отмечается в годовом отчете предприятия, составил больше 20,1 миллионов долларов, не считая расходов на восстановление.
В годовом отчете предприятия за 2018 год указаны причины, по которым невозможен запуск предприятия сейчас. Кроме «существующей и в настоящее время угрозы возобновления боевых действий», руководство «ЛИНИК» указывает на технологические проблемы. По правилам безопасности НПЗ должен быть запитан электричеством через два независимых ввода мощностью не меньше 6 МВт*час, а в наличии – лишь один.
«По результатам ввода в эксплуатацию подстанции «Кременская» будет рассматриваться вопрос о частичном восстановлении выпуска таких нефтепродуктов, как полипропилен и битум», – говорится в отчете.
Тендер на строительство электроподстанции «Кременская» НЭК «Укрэнерго» объявила в январе 2017. Ожидалось, что победитель тендера, ООО «Киевская энергетическая строительная компания» закончит строительство до конца 2018 года. Однако проект был утвержден Кабмином лишь в сентябре прошлого года.
И кто же под санкциями?
Санкции против «НК «Роснефть» Украина ввела в прошлом году. Указом президента Петра Порошенко №126/2018 от 14 мая 2018 утверждено решение СНБО с обновленным санкционным списком. Под номером 493 в нем значится Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», указаны его юридический адрес в Москве и прочие идентификаторы.
Сроком на 3 года решением предписано: 1) блокирование активов – временное ограничение права пользоваться и распоряжаться имуществом; 2) ограничение торговых операций; 3) предотвращение вывода капиталов за пределы Украины.
Это решение вызвало большой резонанс в Лисичанске. К президенту, Кабмину и Верховной Раде обращались и руководство НПЗ, и Федерация профсоюзов Луганской области, и депутаты горсовета (из 36 депутатов 20 избраны от «Оппозиционного блока»).
В один голос все утверждали, что после введения санкций возможна техногенная катастрофа. Ведь завод необходимо поддерживать в рабочем состоянии, а деньги на это, мол, дает собственник – «Роснефть». Мол, санкции сделают это невозможным.
Прошел год, но техногенной катастрофы не случилось. Ответ легко найти в официальных документах. Хоть на сайте предприятия, хоть в базе Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (АРИФРУ). Дело в том, что «НК «Роснефть» формально никакого отношения к ПАО «ЛИНИК», к Лисичанскому НПЗ не имеет. Вообще.
Учредитель ЧАО «ЛИНИК» – кипрский офшор, а не «Роснефть»
Акционер, который владеет свыше 95% акций, – это кипрская офшорная компания Rosneft SH Investments Limited. Разумеется в ее руководстве – россияне, засветившиеся ранее на должностях в «НК «Роснефть». Скажем, один из директоров, указанных в кипрском реестре, – Андрей Вадимович Быченко.
В кипрском реестре директором фирмы-учредителя ЧАО «ЛИНИК» указан Андрей Быченко, связанный с «НК «Роснефть»
Быченко, например, в 2013 году занимал должность в главном офисе ОАО «НК «Роснефть». Кстати, с ним в одном перечне идет и глава наблюдательного совета ЧАО «ЛИНИК» Дидье Казимиро, который в 2012 году был президентом украинской «ТНК-BP Коммерс», а теперь занимает пост вице-президента ОАО «НК «Роснефть». В том же 2013 Быченко входил в совет директоров такого крупного предприятия «Роснефти», как Московский завод «Нефтепродукт» и многих других.
То есть связь-то прослеживается, но в санкционном списке Rosneft SH Investments Limited отсутствует. А значит, собственники могут делать с Лисичанским НПЗ что пожелают. Хоть продать, как они это сделали с нефтебазой ОАО «Лисичанскнефтепродукт».
Она принадлежала НПЗ, но в конце 2017 ЧАО «ЛИНИК» передал ее во владение своему тогдашнему собственнику – кипрскому офшору «Роснефть Менеджмент Компани Лимитед». Затем учредителем ЧАО «ЛИНИК» сделали Rosneft SH Investments Limited, а Rosneft Management Company Limited вместе с принадлежащей ей нефтебазой продали швейцарской Glusko, а точнее - Виктору Медведчуку, которого журналисты связывают с этой компанией.
ТНК-Роснефть-Глуско. Менялось название, менялись активы и собственники, но номер в кипрском реестре оставался прежним.
Что с заводом сегодня?
Согласно Отчету на сайте предприятия, в 2018 году на заводе работали почти 1700 человек. Несмотря на постоянные объявления о вакансиях, численность сотрудников сокращается из года в год. Скажем, в 2012 работников было больше 2600.
Связаться с ЧАО «ЛИНИК», чтобы уточнить данные на сегодня, не удалось. Поэтому о средней зарплате придется говорить, опираясь на упомянутый отчет. В таблице «Отчет о движении денежных средств (по прямому методу) за 2018 год» в графе «Расходы на оплату труда» указано 115,145 миллиона гривен. Разделив на 12 месяцев и на заявленных 1698 сотрудников, получим примерно 5,5 тысяч гривен.
«Завод находится в состоянии поддержания и сохранения оборудования. В рабочем состоянии находятся объекты жизнеобеспечения завода – ТЭЦ (в отопительный сезон), системы водоснабжения, очистные сооружения, воздушная компрессорная. Техническое состояние отдельных установок уже позволяет начать производство отдельных видов продукции, но вместе с тем на данное время существуют проблемы с восстановление энергоснабжения в необходимых для начала производства объемах, также существуют определенные сложности с поставкой сырья», – сказано в отчете.
Александр Белокобыльский, для Восточного варианта