«Восточный вариант» продолжает публиковать цикл статей, посвященных правовому просвещению потребителей жилищно-коммунальных услуг. В этих публикациях будем анализировать соответствующее законодательство и варианты поведения при возникновении определенных распространенных ситуаций, основанные на нем. Сегодня проанализируем порядок отключения абонентов от электрических сетей вследствие задолженности за электроэнергию.
В условиях экономического кризиса снизился уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Можно, конечно, согласиться с простым аргументом предприятий этой сферы: получил услугу – плати. Однако этот довод не «кроет» множество проблем: неисполнение предприятиями жилищно-коммунальной сферы обязанностей по заключению договоров об оказании услуг, низкое их качество, явно не соответствующее тарифам, а значит, и неэффективность работы предприятий и государственного регулирования природных монополий, в результате чего тарифы явно завышены и вместо снижения в условиях кризиса имеют тенденцию к повышению.
Правоотношения потребителей (населения) и поставщиков услуг по энергоснабжению регулируются в основном Законами Украины «О защите прав потребителей», «Об электроэнергетике», «О жилищно-коммунальных услугах», а также «Правилами пользования электрической энергией для населения» (Постановление Кабинета Министров Украины № 1357 от 26.07.1999 г.). Три закона устанавливают общие принципы оказания услуг по пользованию электрической энергией населением, а также баланс прав и обязанностей потребителей и поставщиков этой услуги. А разработанные Кабинетом Министров Украины Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают более детальные нормы взаимоотношений.
Начнем с расчетов за потребленную электроэнергию. Согласно пункту 20 Правил пользования электрической энергией, абонент обязан оплатить потребленную услугу до 10 числа месяца, следующего за отчетным, если договор с поставщиком не предусматривает иных сроков. А важный вопрос съема показаний счетчика урегулирован следующим образом: потребитель сам ежемесячно снимает показания счетчика, однако поставщик услуги имеет право контролировать правильность этих данных, и сам принимает решение о снятии показаний приборов потребителя. Если абонент услугу не оплачивает в течение 10 дней с даты, обозначенной в договоре, и если до 20-го дня поставщик не получает подтверждения оплаты ,ему высылается предупреждение, и только после 30 дней просрочки платежа у поставщика появляется право отключать должника. Отключение в выходные и праздники прямо запрещено.
Обратите внимание – никто не имеет право отключить, если вы не получали по почте предупреждение о грядущем отключении электрической энергии. Если все же отключили, то это самоуправство, подпадающее под признаки деяний соответствующей статьи – 186 КоАП или ст. 356 УК, в зависимости от причиненного такими действиями вреда (в том числе морального). Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отключения потребителя от сети электрической энергии: это самовольное подключение, разворовывание электроэнергии, срыв пломбы с аппаратуры учета, нарушение сроков оплаты, отсутствие оплаты за установленный прибор учета, неисполнение предписания Госинспекции по энергонадзору и снижение качества электроэнергии по вине потребителя. И все, других причин для отключения быть не может.
Обратите внимание на сроки и порядок подключения абонента. Согласно пункту 37 «Правил пользования электрической энергией для населения», восстановить электроснабжение обязаны в течение 3-х дней в городе и в течение 7-ми дней – в сельской местности (после оплаты долгов и затрат на подключение). Если дело дошло до суда, то решение должно быть вынесено в течение 1 месяца.
Правила пользования электрической энергией для населения устанавливают и порядок оформления претензий потребителей к поставщику электрической энергии.
В случае, если у потребителя есть претензии к поставщику электроэнергии, он должен вызвать представителя энергопоставляющей компании для составления и подписания акта-претензии. Если представитель поставщика не является на вызов в течение 3-х дней в городе и 7-ми дней в селе, то потребитель может сам составить акт в произвольной форме. Если же поставщик отказывается и подписывать акт, его достаточно заверить тремя подписями потребителей или подписью представителя какого-либо органа местного самоуправления (домового, уличного, квартального комитета или другого). Далее акт направляется поставщику, который должен либо устранить недостатки, либо отказаться от этого в письменной форме. Если поставщик отказывается проверять жалобы потребителя, изложенные в акте, можно обратиться к организации, которая имеет соответствующие разрешения и полномочия, и тогда поставщик должен будет компенсировать затраты потребителя.
Такие акты жизненно необходимо составлять, если у вас «сгорели» бытовые электроприборы или компьютерная техника при скачке напряжения – акт будет одним из письменных доказательств для суда.
А теперь рассмотрим обратную ситуацию – если у поставщика есть претензии к потребителю.
Если поставщик выявил нарушения, то об этом составляется акт, один экземпляр которого вручается нарушителю, который, кстати, имеет право вносить в документ свои замечания. Потребитель может и отказаться его подписывать, что также должно быть отражено в акте, и при таком развитии событий принцип тот же – три представителя поставщика должны заверить этот документ своими подписями. После составления акта поставщик имеет право отключить потребителя от энергоснабжения и рассчитать причиненный ущерб. Размер компенсации рассчитывается по методике, утвержденной национальной комиссией регулирования электроэнергетики (НКРЭ), и если потребитель отказывается оплатить предъявленный счет, дело передается в суд.
Если вы не согласны с составленным актом – сразу обжалуйте его в суде. Потому что только суд может в порядке мер обеспечения запретить отключать вас от сети электроэнергии до рассмотрения спора по существу. Такое ваше требование суд может рассмотреть в день подачи иска либо заявления об обеспечении иска до его подачи. Почему необходимо упредить действия энергопоставщика по отключению потребителя от сети энергоснабжения? Потому, что жить без электрической энергии в квартире сложно. Поэтому отключение от сети энергоснабжения часто используется как шантаж – хочешь спорить, сиди пока без света. Это вынуждает наших граждан соглашаться с незаконными либо ошибочными актами. А в абсолютную безошибочность контролеров может верить только сумасшедший.
Богдан Бондаренко
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
Окупанти здійснюють жорстоку політику репресій, спрямовану проти мирного населення на тимчасово окупованих територіях. Їхня мета… Read More
Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More
Мешканці Донецька обурені: виконання обіцянок росіян про «покращення життя» вони вже не очікують. Проте виживати… Read More
This website uses cookies.