Донбасский синдром

Что бы ни писали ополченцы в своих пабликах ВКонтакте, АТО продвигается – пусть медленно, но успешно. Как говорится, скрипит, но лезет. Время играет силовикам на руку: силы повстацев истощаются быстрее, чем прибывают российские добровольцы. «Реальной помощи все нет и нет, и давно уже растрачен весь потенциал, набранный на подъеме» — констатирует министр обороны ДНР Игорь Стрелков и признаётся, что шансов «переломить ситуацию в свою пользу» у них нет. В общем, АТО рано или поздно закончится и повстанцев из Донбасса вытеснят. Но даже при минимальных человеческих потерях, психологический ущерб для региона будет колоссальным.

Сверхчеловеки, которые выходят из пламени войны, как Афродита из пены – не более, чем военно-патриотический миф. На поверку эти «сверхчеловеки» — ходячая энциклопедия психических травм и отклонений, известных публике под расплывчатым термином «афганский синдром», он же – синдром посттравматический. Начнём с того, психику калечит уже само участие в войне. Но, помимо психосоматических отклонений, происходит десоциализация личности – человек попросту отвыкает жить по законам общества. Помните полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня»? Это как раз тот самый случай, хотя и в крайней форме. На месте Курца при определённых обстоятельствах вполне может оказаться и Мозговой, и Пономарёв и вообще кто угодно. 
 
Тем более, что на пламя войны потенциальные Курцы слетаются, как мотыльки. «Война — для тех, кто в ней непосредственно участвует — это колоссальный взрыв эмоций и ощущений, после которых мирная жизнь долго кажется ненастоящей» — это не из «Бойцовского клуба» Паланика, а из поста Стрелкова на одном интернет-форуме. Впрочем, в пламени войны такие обычно и гибнут. А жить дальше остаются сотни и тысячи тех, кто уже попробовал себя в роли Человека-с-ружьём, который, как известно, всегда прав. И мирная жизнь для них действительно безвкусна и обременительна. Каково лезть обратно в шахту, если буквально вчера ты стоял на блокпосту с автоматом и с тобой считались абсолютно все? Как подчиняться ментам, которые сдавали тебе райотдел за райотделом?..
 
Но это ещё цветочки. Войну ведь повстанцы, судя по всему, проиграют. А поражение пережить ещё труднее. Опять таки, посмотрим на афганцев, которые повоевали, а потом оказались никому не нужны. Это заокеанские «пиндосы» носились со своими ветеранами Вьетнама, как с писаной торбой. Афганцев же страна Советов предоставила самим себе – разве что памятники кое-где поставили. А ветеранам какой-нибудь «Армии Юго-Востока» и того не светит – хорошо, если хоть под амнистию попадут. Никаких почестей, военных пенсий, героического кино, не говоря уже о программах реабилитации, которая порой нужнее, чем пафосный официоз. 
 
Добавьте к этому ещё ощущение незащищённости: Россия, которую так долго и громко звали, так и не пришла, предоставив «бандеровским карателям» поставить Добасс на колени. Конечно, пророссийски настроенный обыватель найдёт этому какое-нибудь удобное объяснение, но реваншизм станет трендом на долгие годы. Мол, мы этим хохлам ещё покажем. И покажут – только не Нацгвардии, а местным проукраинским активистам, которые рискнут вернуться в Донбасс из временной эммиграции. Их, конечо, уже не будут таскать на «профилактические беседы» в захваченное здание СБУ, но мы ведь знаем, как это бывает: митинги в стиле «стенка на стенку», «разоблачительные» листовки на столбах, публичная травля, угрозы и прочие прелести охоты на ведьм. Ну то есть на «пособников фашизма».

С другой стороны, стоит ждать подъёма изоляционистских настроений. Собственно, имеено поэтому после Майдана донбассянам так захотелось федерализации – чтобы отгородиться от непонятной и чужой Украины, которая бушевала на Грушевского и Институтской. Песня о независимости – просто развитие этой темы. Основной лейтмотив тут отнюдь не экономический («Не хотим кормить западэнцев»), а культурно-идеологический («Оставьте нас в покое»). Но если раньше донбассяне руками и ногами отпирались от надвигающегося мира вышиванок, сучукрлита и левенького либерализма могилянского розлива, то теперь от Украины пахнет горелыми шинами и порохом. «Страшно, аж жуть». Поэтому отгородиться от неё захочется ещё сильнее. 
 
Изоляционизм – это реакция на незащищённость перед Украиной. Нет уже могущественной Партии регионов, которая «не даст поставить Донбасс на колени». Россия только поманила, но под своё крыло, как Крым, не забрала. После АТО не будет и «наших ребят» с автоматами. И Донбасс останется один на один с Нацгвардией, Правым сектором и прочими аватарами «хунты», которых здесь панически и небезосновательно боятся. А если силовики начнут отлавливать тех, кто «засветился» в рядах ополченцев, атмосфера страха станет и вовсе невыносимой. 
 
Отмежеваться границей (даже федеративной) «хунта» не позволит, поэтому Великая донбасская стена будет возведена в головах. Помните, как после аннексии Крыма украинцы стали бойкотировать российские товары? Примерно того же стоит ожидать и в отношении украинского продукта на Донбассе. Причём бойкотировать будут не только шоколадки «Рошен», а ещё и культурный, идеологический и политический продукт. Неучастие в выборах, отрицание государственных символов, принципиальное неиспользование украинского языка – украинофобия надолго войдёт в привычку некоторой части донбассян. Сложно ведь полюбить тех, с кем ещё вчера воевал (и проиграл).
 
Итак, по окончании АТО Украина получит в целом мирный, но очень проблемный Донбасс. По хорошему, региону потребуется длительная реабилитация (экономическая, политическая, культурная), иначе рано или поздно здесь снова появятся «наши ребята» с автоматами. Ведь, по большому счёту, нынешний бардак – следствие того, что с самого начала независимости Донбасс был предоставлен сам себе. Разумеется, даже самая взвешенная и выверенная политика Киева в обозримом будущем не избавит Донбасс от военной травмы. Украинофобия будет здешним мейнстримом до тех пор, пока большинство донбассян не почувствуют себя в безопасности. Экономическая ситуация тоже имеет значение: отныне все проблемы Донбасса будут списывать на происки «хунты». 
 
Собственно говоря, подобное в Украине уже было. Именно на волне недовольства правительством и чувстве нависшей угрозы несколько лет назад поднялась «Свобода». Сначала – в местные советы в Галичине, а потом – и в Верховную Раду. Правобережная публика котировала Михальчишина, Фарион и Мирошниченко ровно до тех пор, пока ощущала угрозу со стороны Януковича, Табачника и Колесниченко. Но как только режим пал, рейтинг «Свободы» снова стал смешным: в Раду следующего созыва тягнибоковцы врядли попадут. По такой же схеме могут развиваться события и в Донбассе. На какое-то время антиукраинские настроения задержатся в мейнстриме, а потом сползут на маргинес. Но для этого, повторимся, нужно обеспечить Донбассу чувство безопасности и реальное улучшение жизни региона. Если же этого не произойдёт, то «донбасский синдром» станет вечным фактором дестабилизации страны. А уж о том, в каком аду придётся жить самим донбассянам, и говорить нечего.

Последние новости

  • Війна з РФ

Незламні, нескорені, неспинні: 10 років із заснування бригади "Азов"

5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More

1 день назад
  • Суспільство

Ім’я, яке російська імперія та радянська влада хотіли забути: історія Олексія Алчевського

Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More

2 дні назад
  • Суспільство

Повідомляти про "зв'язки" з людьми в окупації, або що не так із новоприйнятим законом

25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More

3 дні назад
  • Війна з РФ

Як знайти зниклу безвісти людину на окупованій території: алгоритм дій

Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More

3 дні назад
  • Війна з РФ

"Нелояльні мешканці" та свавільні затримання. Як росія вчиняє черговий злочин проти людяності в окупації на сході України

Окупанти здійснюють жорстоку політику репресій, спрямовану проти мирного населення на тимчасово окупованих територіях. Їхня мета… Read More

3 дні назад
  • Суспільство

Ірина Болткова: досьє начальниці Міловської селищної військової адміністрації Старобільського району

Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More

4 дні назад

This website uses cookies.