Пока в Луганске и области вывешивали красные флаги, "празднуя" начало и окончание Великой отечественной войны, в Закарпатье встал вопрос о том, чтобы перед сессией Береговского райсовета слушать гимн соседнего государства – Венгрии. За 20 лет независимости вопрос региональной политики в Украине так и не был решен – несмотря на существенные политические разногласия, ко всем административным единицам применяют формально единые стандарты, хотя сами регионы периодически претендуют на дифференциальный подход.
ФЛАГИ, ГИМНЫ, ЯЗЫКИ
После президентских выборов 2005 года в Луганске политики начали крутить шарманку о том, что «Донбасс кормит Западную Украину». Но бюджетное законодательство в Украине настолько сложно, что выяснять, кто кого кормит – дело неблагодарное. Однако тема денег, естественно, всплывает до сих пор в разных формах.
К такого же рода заявленим относятся и обсуждения статуса русского языка. Все решения, которые принимал за последние 5 лет Луганский областной совет, носят исключительно декларативный характер и никакого реального статуса русскому язику не предоставляют. Пока депутаты "отстаивали права русскоязычного большинства", на тестирование по украинскому языку пришл 86% выпускников школ, а по русскому – 57%.
Дискуссии на фиктивные темы не могут стать основной для формирования региональной политики на государственном уровне, однако в самих регионах они достаточно важны и влияют на мнение граждан. Но все-таки не в той мере, в какой хотелось бы - социологические исследования показывают, какие проблемы волнуют жителей, например, Луганской области на самом деле и какие являются для них второстепенными.
31 августа президент Украины Виктор Янукович заявил, что в ближайшее время в стране начнется реформа местного самоуправления. «Наша цель - децентрализация власти, постепенная передача функций из центра в регионы... Некоторые функции в центре будут сокращаться и передаваться в регионы», - сказал глава государства. Виктор Янукович отметил, что реформа местного самоуправления должна оптимизировать систему государственного управления в регионах, повысить ее эффективность, убрать лишние уровни администрирования. «При предоставлении государственных услуг вам не надо будет ждать разрешения или команды из центра. Это будет ваш уровень ответственности, и эти функции будут принадлежать вам, и вы будете их осуществлять».
По большому счету, вопрос реформирования отношений Киева и регионов назрел давно. Но пока обещанные реформы власти в Украине и в частности в Луганской области коснулись только местных чиновников и то - только количественно. После сокращения и оптимизации министерств в конце 2010 года только к середине 2011-го в Луганской областной госадминистрации завершился процесс сокращения штата заместителей губернатора. Год назад их было 8, сейчас осталось 3. Но при этом, например, Луганский областной и городской советы по-прежнему «сами себе начальники» и устанавливают численность аппарата исходя из своих представлений об экономии бюджетных средств. По идее, если местным советам, как обещает Янукович, действительно будут передавать какие-то функции и соответствующее финансирование для их выполнения, то штат будет увеличиваться снова. Если произойдет какая-то реальная децентрализация финансов и полномочий, это приведет и к значительному усилению идеологической работы на местах. Вот здесь и начнется настоящая региональная политика.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ
Все опубликованные или заявленные на данный момент проекты законов о региональной политике в Украине регламентируют в основном вопросы взаимодействия уровней власти в сфере финансов и экономики. Однако есть кое-что и о «кричащем» гуманитарном блоке.
В июне 2010 года группа народных депутатов - Анатолий Матвиенко, Николай Мартыненко, Николай Трайдук и Валерий Баранов - подала в парламент проект закона «Про основы государственной региональной политики».
«Этот законопроект имеет цель создать базовую законодательную основу для начала реализации новой политики, в также стать основой для подготовки ряда других законов и нормативно- правових актов», - говорилось в тексте.
В частности, статья 3 законопроекта описывала предлагаемые принципы государственной региональной политики. В их числе, кроме традиционного набора слов о "единстве" и "целостности", значились децентрализация и деконцентрация властных полномочий, а также так называемая «историческая преемственность» - «учет и сохранение позитивних достижений развития регионов». Словосочетание как минимум опасное, поскольку под «исторической преемственностью» можно поднимать какие угодно темы – например, языковые и символические, которые так активно эксплуатируются на поверхностном уровне. Но это, конечно же, в условиях местной политической паранойи.
Законопроект предусматривал «создание эффективных механизмов представительства интересов регионов на общенациональном уровне, а территориальных громад – на местном, обеспечение учитывания самобытности регионов и их конкурентных преимуществ при формировании и реаизации государственной региональной политики». Возможно, шла ли речь об изменении системы избрания местных депутатов. Кроме того, проект предусматривал территории с особым статусом – проблемные, так называемые «территории прорывного роста» («преимущества которых позволяют обеспечить опережающиее инновационное развитие страны»), а также субъекты межрегионального сотрудничества, со специальным режимом использования и депрессивные.
Для реализации новой региональной политики депутаты хотели, как это в Украине обычно делается, создавать массу нових контор и структур - Национальный совет по вопросам государственной региональной политики (глава - премьер-министр, его заместителем был бы профильный вице-премьер, а членами руководители центральных органов исполнительной власти, ученые, представители регионов). Структура должна была быть вертикальной – с аналогичными органами в регионах во главе с местными чиновниками. Кроме того, в каждом регионе предполагалось создать еще и Агентство регионального развития (с функциями отбора приоритетов развития, работой над инвестиционной привлекательностью), которое также хотели финансировать, в том числе, и из бюджетов. Кроме того, в рамках спецфонда госбюджета предполагалось создать еще и Фонд регионального развития для финансирования региональных и межрегиональных стратегических программ развития.
Статья 25 проекта законопроекта описывала «гуманитарное обеспечение государственной региональной политики». В частности, через «достижение гармоничного объединения общеукраинского и местного патриотизма в сознании граждан, в первую очередь молодежи, благодаря соответствующему формированию учебного процесса в средней и высшей школе. Такие формулировки можно считать как минимум поверхностными – по сути, разработчики проекта не предложили никаких целостных вариантов гуманитарной политики.
Проект закона предусматривал введение понятия «макрорегиона» - территориального объединения в составе нескольких регионов или их частей, которые объединены общими признаками, и которым свойственны общие проблемы развития. Была ли это «первая ласточка» запуска идеи об укрупнении регионов не известно - вывод Главного експертного управления парламента был негативным, и депутатам рекомендовали отклонить законопроект.
В данный момент на официальном сайте Верховной Рады не значаться другие законопроекты, направленные на реформирование региональной политики в Украине.
ПРОЕКТ ТИХОНОВА
На сайте министерства по вопросам региональной политики, строительства и ЖКХ до сих пор «висит» другой законопроект – «Про основи державної регіональної політики", который опубликован 7 декабря 2010 года. Разработан он был в то время, когда министерством управлял Виктор Тихонов – на тот момент один из самых влиятельных политиков в Луганском регионе и бывший председатель Луганского областного совета. Тихонов известен тем, что не раз заявлял о необходимости федерализации Украины – правда, говорил он об этом находясь в оппозиции, и сразу, получив кресло вице-премьера, эту тему оставил. Однако в проектах Тихонова и Матвиенко много общего, однако, стоит обратить внимание на интересный тезис.
В проекте закона от Минрегионстроя прописано «Формирование с учетом документов Совета Европы и Европейского союза нормативно-правовой базы, необходимой для реализации государственной региональной политики, определенной этим законом». Судя по всему, имеется в виду, например, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которую в предоставлении статуса русскому так долго старались использовать регионалы. Правда, пока безуспешно в том числе из-за противоречий между документами тех самых европейских институтов.
После отставки Тихонова министерство возглавил Анатолий Близнюк. «Я исповедую приниципы взвешенной региональной политики в интересах громад с учетом специфики. Только имея сильное местное самоуправление с реальными полномочиями и ресурсами мы можем говорить про стабильное развитие систем жизнемобеспечения», - сказал Близнюк 28 июля 2011 года. Ведомство под руководством Близнюка пока никаких целостных видений региональной политики не опубликовало,хотя, законопроект, разработанный предшественниками, также и не отзывало.
Впрочем, все проекты законов о региональной политике ориентированы в первую очередь на экономику. Гуманитарный блок, как правило, формируется за счет общих фраз и патриотизме и духовности, культурной самобытности и интеграции. Как быть с культурными меньшинствами, языковыми группами, сторонниками федерализации, любителями гимнов соседних стран и прочими «региональными политиками» в проектах законов не говорится.
Фото с официального сайта Луганского областного совета.
5 травня 2014 року в Бердянську був створений батальйон патрульної служби міліції особливого призначення «Азов».… Read More
Олексій Алчевський — український банкір, фінансист-реформатор, промисловець, меценат, засновник гірничих і металургійних підприємств на Донеччині… Read More
25 квітня Верховна Рада України проголосувала за закон «Про внесення змін до Кодексу законів про… Read More
Випадки насильницьких зникнень та свавільних затримань українців на тимчасово окупованих територіях стають все більш масовими… Read More
Окупанти здійснюють жорстоку політику репресій, спрямовану проти мирного населення на тимчасово окупованих територіях. Їхня мета… Read More
Болткова Ірина Іванівна — родом з Сєвєродонецька, за освітою економіст. Тривалий час працювала у приватному… Read More
This website uses cookies.