28 мая 2021, 14:51

Разбор
Деоккупация Донбасса: кого наказывать, а кого амнистировать
Деоккупация Донбасса
Кого наказывать, а кого амнистировать?
Реинтеграция оккупированных территорий невозможна без заранее разработанного плана. Особенно, когда вопрос касается справедливого наказания за оккупацию.
«Восточный вариант» разбирался, как формируется украинский план справедливой реинтеграции.
«Восточный вариант» разбирался, как формируется украинский план справедливой реинтеграции.
Недавно украинский парламент принял закон о военных преступниках. В нем предусмотрели наказание для тех, кто пытал, похищал, насиловал людей, а также совершал другие преступления во время войны.
Принятия закона долго ждали в украинском обществе. На седьмой год войны в Украине действовали довоенные законы, которые не предусматривали возможности преступлений в условиях войны. Проект закона сформировали на основе опыта разных стран.
Накануне и после его принятия начали распространяться манипуляции и фейки по поводу закона. Например, что теперь Украина может наказывать всех, даже мирных жителей оккупированных территорий, либо что под ответственность попадают украинские военные, принимавшие участие в боевых действиях.
В этой статье мы ответим на ключевые вопросы по поводу закона о военных преступниках, а также расскажем, какой может быть политика Украины к людям, которые не держали в руках оружие, но продолжают жить на оккупированной территории.
Принятия закона долго ждали в украинском обществе. На седьмой год войны в Украине действовали довоенные законы, которые не предусматривали возможности преступлений в условиях войны. Проект закона сформировали на основе опыта разных стран.
Накануне и после его принятия начали распространяться манипуляции и фейки по поводу закона. Например, что теперь Украина может наказывать всех, даже мирных жителей оккупированных территорий, либо что под ответственность попадают украинские военные, принимавшие участие в боевых действиях.
В этой статье мы ответим на ключевые вопросы по поводу закона о военных преступниках, а также расскажем, какой может быть политика Украины к людям, которые не держали в руках оружие, но продолжают жить на оккупированной территории.
“
Для чего нужен закон о военных преступниках?
Начнем с того, что в Украине в условиях войны регулярно совершаются преступления. Это незаконные похищения, пытки людей, сексуальное насилие, внесудебные расстрелы, незаконное удержание людей на оккупированной территории Луганской и Донецкой областей.
Примеров множество. В частности есть много свидетельств о жестоком застенке в Донецке под названием «Изоляция». Сексуальное насилие над женщинами на блокпостах оккупантов, о чем также есть соответствующие показания жертв. Многочисленные похищения мирных жителей.
Примеров множество. В частности есть много свидетельств о жестоком застенке в Донецке под названием «Изоляция». Сексуальное насилие над женщинами на блокпостах оккупантов, о чем также есть соответствующие показания жертв. Многочисленные похищения мирных жителей.

Александра Матвийчук, председатель правления "Центра гражданских свобод"
То есть, военные преступления были, а закона о них еще до недавнего времени не было.
Тогда украинские правоохранительные органы вынуждены были открывать дела по другим, существующим статьям. Например, за пытки на блокпосте против оккупантов открывали дела по «участие в незаконном вооруженном формировании».
«Когда мы начали изучать проблему безнаказанности, мы поняли, что есть часть вещей, на которые Украина никак не может повлиять, а есть вещи, которые под контролем Украины. Одна из них — это несовершенное законодательство», — отметила председатель правления «Центра гражданских свобод» Александра Матвийчук.
Именно эта организация (Центр гражданских свобод — ред.) принимала участие в разработке закона.
Тогда украинские правоохранительные органы вынуждены были открывать дела по другим, существующим статьям. Например, за пытки на блокпосте против оккупантов открывали дела по «участие в незаконном вооруженном формировании».
«Когда мы начали изучать проблему безнаказанности, мы поняли, что есть часть вещей, на которые Украина никак не может повлиять, а есть вещи, которые под контролем Украины. Одна из них — это несовершенное законодательство», — отметила председатель правления «Центра гражданских свобод» Александра Матвийчук.
Именно эта организация (Центр гражданских свобод — ред.) принимала участие в разработке закона.
“
Что изменится с принятием этого закона прямо сейчас?
Здесь три основных изменения:
- по делам, которые уже открыты по военным преступлениям, изменят статьи;
- новые дела будут открывать по новым статьям, прописанными законом;
- все дела по военным преступлениям теперь не будут иметь срока давности.
Последнее является ключевым преимуществом принятого закона. Ранее правоохранители открывали дела против предполагаемых преступников с оккупированных территорий, но по объективным причинам не могли собрать достаточно доказательств их причастности к преступлению. Когда подходил срок давности, они должны были или закрыть дело, или передать его в суд с собранными доказательствами.
Теперь военные преступления можно расследовать 10, 20 или 30 лет. После деоккупации, когда бы она не произошла, вероятные преступники могут предстать перед судом.
- по делам, которые уже открыты по военным преступлениям, изменят статьи;
- новые дела будут открывать по новым статьям, прописанными законом;
- все дела по военным преступлениям теперь не будут иметь срока давности.
Последнее является ключевым преимуществом принятого закона. Ранее правоохранители открывали дела против предполагаемых преступников с оккупированных территорий, но по объективным причинам не могли собрать достаточно доказательств их причастности к преступлению. Когда подходил срок давности, они должны были или закрыть дело, или передать его в суд с собранными доказательствами.
Теперь военные преступления можно расследовать 10, 20 или 30 лет. После деоккупации, когда бы она не произошла, вероятные преступники могут предстать перед судом.
“
Кого считают военным преступником?
Люди, которые воюют на стороне оккупантов: захватывают и удерживают позиции, открывают огонь по украинским позициям, что приводит к гибели украинских военных, по украинскому законодательству являются преступниками, но не военными.
Такие люди подпадают под статьи, которые уже давно существуют в отечественном законодательстве. В частности, участие в незаконном вооруженном формировании. Против них уже открыто немало уголовных дел, некоторые из них переданы в украинских суды.
Военными преступниками будут признавать исключительно тех людей, которые причастны к нарушению правил и обычаев войны.
Такие люди подпадают под статьи, которые уже давно существуют в отечественном законодательстве. В частности, участие в незаконном вооруженном формировании. Против них уже открыто немало уголовных дел, некоторые из них переданы в украинских суды.
Военными преступниками будут признавать исключительно тех людей, которые причастны к нарушению правил и обычаев войны.

Международное право определяет 8 грубых и несколько десятков менее грубых нарушений. К грубым относят:
- умышленное убийство;
- пытки или бесчеловечное обращение;
- умышленное жестокое избиение и увечье;
- незаконное, бессмысленное и значительное по объемам уничтожение или присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
- принуждение военнопленного служить в вооруженных силах вражеской стороны;
- умышленное лишение военнопленного права на справедливый и обычный судебный процесс,
- незаконное ограничение свободы;
- взятие заложников.
- умышленное убийство;
- пытки или бесчеловечное обращение;
- умышленное жестокое избиение и увечье;
- незаконное, бессмысленное и значительное по объемам уничтожение или присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
- принуждение военнопленного служить в вооруженных силах вражеской стороны;
- умышленное лишение военнопленного права на справедливый и обычный судебный процесс,
- незаконное ограничение свободы;
- взятие заложников.

Александра Матвийчук, председатель правления "Центра гражданских свобод"
«Мы не тешим себя иллюзиями, что с принятием закона сразу все заработает и безнаказанность будет преодолена. Надо четко понимать, что без этого шага, без приведения законодательства в соответствие с международным правом, у нас просто нет шанса привлечь виновных к ответственности», — отметила Александра Матвийчук.
Манипуляции вроде: украинских военных смогут привлекать к ответственности только за то, что они воюют против оккупанта, не соответствуют действительности. Наказание предусмотрено исключительно за военные преступления, кем бы они ни были совершены, а самого факта ведения войны закон не охватывает.
Манипуляции вроде: украинских военных смогут привлекать к ответственности только за то, что они воюют против оккупанта, не соответствуют действительности. Наказание предусмотрено исключительно за военные преступления, кем бы они ни были совершены, а самого факта ведения войны закон не охватывает.
“
Какие аспекты все еще под вопросом?
Подчеркнем, что все, о чем мы говорили выше, является свершившимся фактом.
Далее мы поговорим о том, о чем украинское государство еще размышляет: каким должно быть наказание для людей, которые не совершали военных преступлений, но так или иначе поддерживают оккупационный режим. Государственной позиции по этому поводу еще нет. Зато есть мысли профессиональных экспертов и опыт разных стран.
Далее мы поговорим о том, о чем украинское государство еще размышляет: каким должно быть наказание для людей, которые не совершали военных преступлений, но так или иначе поддерживают оккупационный режим. Государственной позиции по этому поводу еще нет. Зато есть мысли профессиональных экспертов и опыт разных стран.

Разные страны мира, переживших войну, применяют так называемое «переходное правосудие», или правосудие переходного периода. Это нужно, чтобы вернуть страну к полноценной довоенной жизни и восстановить процессы, которые были раньше.
Такое правосудие предусматривает четыре направления:
Такое правосудие предусматривает четыре направления:
- Привлечь к ответственности виновных.
- Компенсировать ущерб жертвам.
- Реализовать право людей знать правду.
- Не допустить повторения конфликта.
Переходное правосудие касается большого количества различных законов и нормативных актов. Его нельзя принять в одном кабинете или в одном министерстве.
По словам основателей нацплатформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» Юлии Тищенко, украинское государство в своей стратегии переходного правосудия должно очертить последовательность, что за чем нужно делать. А также ответить на ключевые вопросы:
- Кто является жертвами войны?
- Кто должен компенсировать расходы жертвам?
- Кого считать преступником?
- К кому применять амнистию?
- Кого отстранять от занятий профессиональной деятельностью?
По словам основателей нацплатформы «Диалог о мире и безопасной реинтеграции» Юлии Тищенко, украинское государство в своей стратегии переходного правосудия должно очертить последовательность, что за чем нужно делать. А также ответить на ключевые вопросы:
- Кто является жертвами войны?
- Кто должен компенсировать расходы жертвам?
- Кого считать преступником?
- К кому применять амнистию?
- Кого отстранять от занятий профессиональной деятельностью?
“
Что ждет мирное население оккупированных территорий?

Олег Саакян, политолог, соучредитель Платформы "Единый Координационный Центр"
«Более 90% мирного населения после реинтеграции не понесет никакой ответственности», — говорит политолог Олег Саакян.
По его словам, Украине в первую очередь нужно вывести из-под ответственности тех людей, которые являются жертвами. Потом — привлечь к ответственности тех, кто фактически привел к тому, что в нашем обществе появились жертвы войны.
Но ответственность — это не всегда тюрьма, штраф или нечто подобное.
По его словам, Украине в первую очередь нужно вывести из-под ответственности тех людей, которые являются жертвами. Потом — привлечь к ответственности тех, кто фактически привел к тому, что в нашем обществе появились жертвы войны.
Но ответственность — это не всегда тюрьма, штраф или нечто подобное.
“
Могут применяться элементы альтернативного наказания или снятия наказания: запрет занимания определенных должностей, занятия определенными видами деятельности и профессиями, потребность сотрудничества с органами следствия
Например, человек, который работает учителем на оккупированной территории: поддерживает оккупационный режим или реализует право детей на образование в условиях оккупации? А если этот человек преподает «историю ЛНР или ДНР»? Как Украине реагировать на него после деоккупации?
Четких ответов еще нет, но есть определенные предостережения и очертания, как правильно это сделать в будущем.
Четких ответов еще нет, но есть определенные предостережения и очертания, как правильно это сделать в будущем.

Александра Матвийчук, председатель правления "Центра гражданских свобод"
«Важно, чтобы была выдержана пропорциональность между государственными интересами и гуманитарными соображениями. Жизнь на оккупированной территории не останавливается, там случаются чрезвычайные ситуации, которые надо решать, болеют люди, нужно обеспечивать работу учреждений здравоохранения», — сказала Александра Матвийчук.
По ее словам, законы, которые украинский парламент будет принимать в будущем в отношении людей на оккупированной территории, не может распространяться на неопределенное количество людей.
По ее словам, законы, которые украинский парламент будет принимать в будущем в отношении людей на оккупированной территории, не может распространяться на неопределенное количество людей.
“
Я лично знаю директора интерната, который остался на оккупированной территории. Он мог уехать, но остался. Тогда государство не могло вывезти людей, которыми он занимался, и он не имел морального права их бросить

По словам Саакяна, люди, которые живут на оккупированных территориях, уже сейчас должны получить от украинского государства месседж:
а) кто несет ответственность и наказание;
б) кто несет ответственность, но избежит наказания;
в) кто не несет ответственности, а наоборот в чьих интересах будут задействованы компенсаторные механизмы.
а) кто несет ответственность и наказание;
б) кто несет ответственность, но избежит наказания;
в) кто не несет ответственности, а наоборот в чьих интересах будут задействованы компенсаторные механизмы.
“
По моему мнению, мы имеем отдельную часть преподавателей, которые занимались пропагандистской деятельностью в пользу оккупанта. Эту категорию мы должны рассматривать отдельно от всех остальных
По его словам, к таким учителям можно применять все то же альтернативное наказание: на время отстранить от должности или отдать на поруки коллектива, и в случае, если такой учитель допустит какие-либо нарушения, отстранить его от преподавания. Но это точно не коснется всех учителей, а только тех, чья пропагандистская деятельность будет доказана.

Олег Саакян, политолог, соучредитель Платформы "Единый Координационный Центр"
«Должен быть комплекс элементов, чтобы все остальные увидели, что такая деятельность не толерируется. Но при этом мы должны найти границу, где эти люди останутся социализированными. Иначе, излечивая одни болезни, мы можем создать другие. За каждым таким учителем есть его семья, есть потребность зарабатывать, содержать своих детей, возможно родителей. И мы можем создать целую категорию людей, нелояльных к Украине, которые, как следствие, станут деструктивными для реинтеграции», — пояснил Олег Саакян.
“
Как наказывать судей и силовиков, перешедших на сторону оккупантов?

Вера Ястребова, руководитель "Восточной правозащитной группы"
В отношении тех людей, кто давал присягу Украине, а потом предал и перешел на сторону врага, мнение специалистов более однозначно — ответственность они должны понести. Но какую?
«Когда пришла оккупация, некоторые судьи предали присягу и стали на сторону оккупантов. Сейчас по разнарядке незаконных вооруженных формирований Кремля они выносят приговоры. При этом в так называемых «уголовных кодексах» «квазиреспублик» за некоторые преступления предусмотрена даже смертная казнь», — отметила руководитель «Восточной правозащитной группы» Вера Ястребова.
«Когда пришла оккупация, некоторые судьи предали присягу и стали на сторону оккупантов. Сейчас по разнарядке незаконных вооруженных формирований Кремля они выносят приговоры. При этом в так называемых «уголовных кодексах» «квазиреспублик» за некоторые преступления предусмотрена даже смертная казнь», — отметила руководитель «Восточной правозащитной группы» Вера Ястребова.
О существовании смертной казни в так называемой «ДНР» говорится в докладе управления военного комиссара ООН.
Таким образом, судьи на оккупированной территории могут быть фактически причастными к расстрелу людей, в том числе мирных жителей.
Вариантов ответственности для таких людей несколько, от жесткой до лояльной:
- уголовная ответственность за государственную измену;
- отстранение и запрет занимать соответствующие должности пожизненно или на определенный период;
- осуждение такой деятельности отдельными судебными решениями, но без реального наказания (так называемая амнистия).
Единственное, в чем сходятся большинство экспертов, люди, которые давали присягу, должны нести ответственность перед украинским обществом.
Таким образом, судьи на оккупированной территории могут быть фактически причастными к расстрелу людей, в том числе мирных жителей.
Вариантов ответственности для таких людей несколько, от жесткой до лояльной:
- уголовная ответственность за государственную измену;
- отстранение и запрет занимать соответствующие должности пожизненно или на определенный период;
- осуждение такой деятельности отдельными судебными решениями, но без реального наказания (так называемая амнистия).
Единственное, в чем сходятся большинство экспертов, люди, которые давали присягу, должны нести ответственность перед украинским обществом.
“
Государственнический подход не предусматривает черного и белого тонов, а предусматривает целый ряд оттенков. В любом случае полного снятия ответственности не может быть. Может быть снятие наказания
“
Нужна ли амнистия для тех, кто воевал на стороне врага? Мнение экспертов и мировой опыт
Это один из наиболее важных вопросов в разрезе реинтеграции. Очевидно, украинское общество не воспримет отсутствие наказания для людей, которые воевали против Украины. Здесь также важно отметить, что этот вопрос часто является предметом обсуждения мирного урегулирования конфликта.
Эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека Олег Мартыненко исследовал опыт других стран в вопросе амнистии после прекращения войны.
Во-первых, как мы уже отмечали выше, «в мирных соглашениях, одобренных Организацией Объединенных Наций, не может предусматриваться амнистия за геноцид, военные преступления, преступления против человечности или грубые нарушения прав человека».
Во-вторых, амнистия не всегда сразу прописывается в законе, это часто требует длительного времени. В некоторых странах, например в Демократической республике Конго в 2002 году, амнистию сначала объявили указом президента, а потом уже приняли соответствующий закон.
В Уганде приняли закон, который амнистирует всех, кто принимал участие в боевых действиях против власти в определенный период.
А в Боснии и Герцеговине в 1999 году прописали:
«Освобождение от уголовного преследования или полное освобождение от вынесенного приговора или части приговора, предоставляется всем лицам, совершившим в период с 1 января 1991 года по 22 декабря 1995… (далее перечень действий)».
Эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека Олег Мартыненко исследовал опыт других стран в вопросе амнистии после прекращения войны.
Во-первых, как мы уже отмечали выше, «в мирных соглашениях, одобренных Организацией Объединенных Наций, не может предусматриваться амнистия за геноцид, военные преступления, преступления против человечности или грубые нарушения прав человека».
Во-вторых, амнистия не всегда сразу прописывается в законе, это часто требует длительного времени. В некоторых странах, например в Демократической республике Конго в 2002 году, амнистию сначала объявили указом президента, а потом уже приняли соответствующий закон.
В Уганде приняли закон, который амнистирует всех, кто принимал участие в боевых действиях против власти в определенный период.
А в Боснии и Герцеговине в 1999 году прописали:
«Освобождение от уголовного преследования или полное освобождение от вынесенного приговора или части приговора, предоставляется всем лицам, совершившим в период с 1 января 1991 года по 22 декабря 1995… (далее перечень действий)».

Конечно, получение амнистии предусматривает выполнение определенных условий, которые ставит власть.
Государство может требовать:
- лично подать заявление в определенные органы. Иногда амнистия распространяется автоматически, но подача заявления помогает государству зафиксировать количество людей, принимавших участие в боевых действиях. А еще существует практика применения амнистии только после судебного приговора;
- уложиться в намеченные сроки — от нескольких месяцев до года. После того как срок истечет, получить амнистию будет невозможно;
- сообщить все детали преступления;
- принять участие в публичных слушаниях.
Те, кто претендуют на амнистию, должны выступить перед комиссией. Такие слушания проводились в Колумбии и Либерии. А в ЮАР публично заслушали более 2100 дел.
Жертвы во время публичных слушаний имеют право предоставлять доказательства и давать официальные показания, допрашивать виновных лично или через законных представителей, делать заявления в устной форме или письменно.
Государство может требовать:
- лично подать заявление в определенные органы. Иногда амнистия распространяется автоматически, но подача заявления помогает государству зафиксировать количество людей, принимавших участие в боевых действиях. А еще существует практика применения амнистии только после судебного приговора;
- уложиться в намеченные сроки — от нескольких месяцев до года. После того как срок истечет, получить амнистию будет невозможно;
- сообщить все детали преступления;
- принять участие в публичных слушаниях.
Те, кто претендуют на амнистию, должны выступить перед комиссией. Такие слушания проводились в Колумбии и Либерии. А в ЮАР публично заслушали более 2100 дел.
Жертвы во время публичных слушаний имеют право предоставлять доказательства и давать официальные показания, допрашивать виновных лично или через законных представителей, делать заявления в устной форме или письменно.

Олег Мартыненко, эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека
«Объем условий амнистии, по мнению многих исследователей, свидетельствует о силе государственной власти в условиях вооруженного конфликта — слабое государство часто не выдвигает детализированных условий, кроме прекращения огня и разоружения, предпочитая модели безусловной, широкой амнистии. Но чем увереннее позиция государства, тем шире перечень условий, которые оно предъявляет к вооруженной оппозиции и незаконным вооруженным формированиям», — говорит в своем исследовании Олег Мартыненко.
Какую из международных практик примет во внимание Украина, пока сказать сложно. Известно, что в настоящее время проводятся консультации и формируется основа стратегии переходного правосудия.
Эксперты отмечают, что Украина уже сейчас должна донести до людей на оккупированной территории, а также до вынужденных переселенцев, кто и как должен отвечать перед украинским законом за оккупацию Луганской и Донецкой областей.
Какую из международных практик примет во внимание Украина, пока сказать сложно. Известно, что в настоящее время проводятся консультации и формируется основа стратегии переходного правосудия.
Эксперты отмечают, что Украина уже сейчас должна донести до людей на оккупированной территории, а также до вынужденных переселенцев, кто и как должен отвечать перед украинским законом за оккупацию Луганской и Донецкой областей.

Проєкт реалізується онлайн-виданням "Східний Варіант" за фінансової підтримки Міністерства закордонних справ Чеської Республіки в рамках Transition Promotion Program. Погляди, викладені у цьому матеріалі, належать авторам і не відображають офіційну позицію МЗС Чеської Республіки.
Подписывайтесь на Телеграм-канал Восточного варианта
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.