"Для нас война началась уже тогда": 7 лет назад Донецк объединился против "русского мира"
В 2014 году в Донецке был свой Евромайдан и митинги за единую Украину на которые выходили тысячи человек. Рассказываем о том, как прошел самый массовый из них.
Сегодня Донецк — это центр оккупированной пророссийскими силами территории Донецкой области. Ничего здесь не напоминает о тех днях, когда дончане отстаивали независимость своего государства также отчаянно, как это происходило в Киеве. К сожалению тогда они были в меньшинстве.
Собираться на митинги в самом центре Донецка начали ещё зимой. Тогда это было всего несколько сотен человек.
О тех событиях вспоминает журналистка, жительница Донецка Татьяна Заровная.
“Всё началось с Евромайдана”
“Донецкий Евромайдан поддерживали небольшое количество людей, до 300 человек. Основной посыл тогда был — поддержка Киевского Евромайдана, призыв поддержать европейский выбор Украины. Участники Евромайдана в Донецке тогда еще не осознавали, что может быть война или аннексия, поэтому даже лозунгов не было тогда с этим связанных. Лозунги против войны появились только весной”, — рассказывает Татьяна.
Вначале она пришла на акцию просто как журналист, но увидев притеснения активистов со стороны преобладающих в количестве “антимайдановцев” решила занять их сторону.
“Сначала нас пытались вытеснять другими митингами, то есть мы приходим, а там уже место занято сторонниками “Партии регионов” или какими-то “титушками”, явно криминальными людьми которые почему-то решили там собраться.
Нас толкали, оттискивали с того места, где мы стояли. В нас бросали разные предметы, поливали краской, бросали презервативы с зеленкой и красной краской. Досталось тогда и активистам, и журналистам которые работали на месте.
Когда уже началась такая откровенная несправедливость, я уже не смогла быть “над схваткой” как это говорится у журналистов. Я принимала участие, если так можно сказать, в обороне, потому что мне казалось силы не равны. Я снимала этих “титушек”, а когда их снимаешь им не нравилось и это уже была форма отпора”, — вспоминает журналистка.
Закончились акции поддержки Киевского Евромайдана в феврале.
Мартовские события. От Европейского пути до Единой Украины
А с началом весны митинги возобновились с новой силой. Хоть и с немного измененной идеологией. Большая часть лозунгов и плакатов призывала к единству Украины и против возможных военных действий.
Это была реакция на всё чаще появлявшихся в Донецке людей, которые провозглашали пророссийские лозунги и по сути призывали к войне. При этом вели себя агрессивно, что впоследствии привело даже убийствам активистов.
“С 1 марта в Донецке появилось много тех, кто кричал “Донецк — русский город”. И все, у кого было хоть чуть-чуть интеллекта понимали, что это значит. Что сюда может прийти Россия, можно потерять независимость. И тогда на весенние акции выходили те, кто даже был против европейского выбора, но за независимость и единство Украины”, — вспоминает Татьяна.
Самый массовый митинг прошел 5 марта. Тогда собралось около 10 тысяч человек. Главный его лозунг был “Нет войне”.
“Люди были уже в шоке от того, что приехало в город огромное количество “иностранных туристов” (граждан России, прим. авт), которые говорили с российским акцентом, не ориентировались в Донецке. Люди уже начали бояться этого. Поэтому стали выходить на акции в поддержку единства Украины”, — рассказывает Татьяна
По словам дончанки там были и те, кто зимой выходил в поддержку киевского Евромайдана, но были и те, кто был против него. Весенние акции объединили людей разных взглядов против общей угрозы.
“Тогда было очень много антивоенных плакатов. Уже во всю бушевали события в Крыму. Многим было понятно, что может начаться война, поэтому и вышло столько народу весной, которые зимой были по разные стороны баррикад так сказать”, — вспоминает Татьяна Заровная.
Сами участники Донецкого “зимнего” Евромайдана различают события зимы и весенние акции. И, по словам Татьяны Заровной, не всегда более радикально настроенные евромайдановцы находили общий язык с организаторами весенних митингов.
“Вот можно сказать отличительная черта этих митингов. Однажды организаторы собрались с нами, участниками Донецкого Евромайдана и просят “Пожалуйста не кричите на митинге “Слава Украине, не нужно этого. Мы здесь собираемся за мир, чтобы просто Донецк оставили в покое. А если вы будете выкрикивать “Слава Украине” это может оттолкнуть часть участников”, — рассказывает наша собеседница.
Но несмотря на мирный и даже в некоторой степени толерантный характер весенних митингов, тогда тоже были избиения участников.
Жертвы борьбы за единство Украины
5 марта был один из самых массовых митингов, пришло до 10 тысяч. И поэтому он был один из самых спокойных и безопасных. Но когда он закончился, вот этими российскими “титушками” были избиты донецкие ультрас. Всегда нападали уже после окончания митинга.
“9 марта также были нападения. В тот день было ещё хуже, кидали взрывающиеся пакеты или что-то такое. Это очень страшно это я сама испытала. 13 марта мы уже поняли, что нас будут убивать. Для нас война началась уже тогда”, — рассказывает Татьяна.
По словам Татьяны Заровной на проукраинском митинге 13 марта было убито три активиста. Член ВО “Свобода” Дмитрий Чернявский и ещё двое активистов. Это стало известно по сводкам службы скорой помощи — 13 марта за время пока шел митинг скорая увезла три тела с площади Ленина, а это значит трое убитых.
Были митинги и после этого, но с каждым разом проводить их становилось всё опаснее.
Последний массовый проукраинский митинг в Донецке прошёл 28 апреля, больше активисты проводить проукраинские акции не могли.
Воспоминания участников
Чем ближе годовщина мартовских событий тем больше в социальных сетях появляется публикаций тех, кто принимал участие в проукраинских акциях в Донецке.
Участница и Донецкого Евромайдана и весенних акций Екатерина Жемчужникова так вспоминает те события:
“Приходили різні люди – і студенти, і бізнесмени, і працівники як гуманітарних, так і технічних сфер, але зокрема було багато і тих, кого ми називали “Євромайданівські бабусі й дідусі.
На наш Євромайдан в різні дні приходило від 30 до 300 людей. Звісно, серед них були та представники різних на той момент опозиційних партій, але громада Євромайдану проголосувала, що не має бути використання партійної символіки, адже це все було не про політику, а про гідність кожного громадянина”.
Поделился своими воспоминаниями о тех событиях и доктор исторических наук Игорь Тодоров. В то время он был профессором Донецкого национального университета:
“1 березня пройшов масовий промосковський мітинг з десятками триколорів. Я був шокований, в моєму рідному місті такий жах. І коли запропонували зустрітися на проукраїнському мітингу то відразу я відгукнувся. Це було 4 березня біля кафедрального собору. Дуже позитивна атмосфера була, тоді домовилися, що на наступний день зберемося вже на площі Леніна.
5 березня — це, перш за все, величезне піднесення, ейфорія, велика кількість однодумців. Але по дорозі на мітинг впадали в очі групи людей спортивної зовнішності. А коли мітинг почався, зібралася група людей, які кидали каміння, яйця, петарди у бік нашого мітингу. Міліція стояла між нами, але зупинити провокативні ворожі дії не намагалася.
Мітинг закінчився більш менш спокійно, але було видно, що групи спортивних хлопців кидалися на активістів”.
“Тот день, 5 марта 2014 года, начинался с больших надежд. Когда пришли с однокурсниками на площадь, были в ажиотаже от того, сколько людей вышло под украинскими флагами! Такого еще не было! Там встретила много знакомых студентов и преподавателей, который также вышли поддержать единую Украину.
Но когда митинг начался, пророссийские титушки швыряли в нас яйцами, скандировали о “российском” Донецке, плевали в нас, называя бандеровцами. Это было как два разных мира: интеллигентная половина за единую Украину, и анархическое скопище орущих, обвиняющих людей.
Когда митинг подошел к концу, пророссийские титушки взяли нас в кольцо. Помню, мы с одногруппниками на тот момент разделились, и я осталась одна. Наверное, мне повезло. Титушки меня выпустили из окружения со словами “Ладно, давай девушек отпустим”. Но даже после всех этих событий, оставалась наивная надежда, что это пророссийское скопище куда-то исчезнет. Ведь было так много дончан за Украину…” — вспоминает на тот момент студентка ДонНУ Александра.
Сергей Ваганов — фотожурналист из Донецка. Сделал массу фотографий тех событий, ставших историческими. Как и многие Сергей давно выехал из Донецка и старается не вспоминать пережитое там.
Слова ещё одного участника Донецкого Евромайдана Максима Касьянова:
К сожалению сил проукраинских активистов не хватило, чтобы остановить “русскую весну” в Донецке. Однако есть мнение, что благодаря вышеизложенным событиям в Донецке волна сепаратизма не получила такого мощного импульса в других городах.
Пусть сейчас Донецк оккупирован Россией, но этот город всегда был украинским и рано или поздно он вернётся домой.