Чрезвычайный съезд ПР: позывные «регионалов»
16 апреля в Донецке прошёлчрезвычайный съезд Партии регионов, на котором собрались депутаты всех уровнейиз Донецкой области, а также нардепы-«регионалы». На повестку дня регионалывынесли урегулирование кризиса в Украине, в частности – в Донецкой области,где, как известно, с недавних пор происходят практически боевые действия.
По итогам съезда Партиярегионов выдвинула ряд требований к центральной власти, выполнения которыхдолжно положить конец противостоянию. Впрочем, есть основаниясчитать, что «регионалы» обратились не столько к центральной власти, сколько ксобственному базовому электорату, задекларировав свою лояльность населению юго-востока. В Киеве требования ПР давно известны и организовывать медиа-поводдля их повторения нужды нет. В конце концов, для этого есть парламентскаятрибуна. Но вот социальная база ПР, казавшаяся долгие годы нерушимой, впоследние месяцы ведёт себя весьма строптиво. Поэтому объективно ПР насегодняшний день больше заинтересована воевать за сердца своих избирателей, чемза кресло на ул. Банковой.
Ключевой мессидж резолюции ПР прост и предсказуем: центральная власть должна «услышать голос жителейДонбасса» и пойти на ряд уступок. Причём первым пунктом у «регионалов» значитсяпридание русскому языку статуса государственного. На фоне происходящего вДонецкой области языковой вопрос вряд ли можно считать главным камнемпреткновения. Напомним, в ряде городов происходят вооруженные столкновения повстанцевс государственными подразделениями, которые уже несколько дней пытаютсяпроводить там антитеррористическую операцию. Например, 17 апреля в г. Славянскевооруженные люди захватили телевышку и отключили трансляцию украинского ТВ. 16 апреля в г. Мариуполе былосовершено вооруженное нападение на военную часть, в результате перестрелки несколько человек были убиты. В тотже день в г. Славянске повстанцы отняли у украинских военных несколько единиц военной техники. В общем, на очереднуюшумиху по поводу языка происходящее явно не похоже.
Впрочем, в предложении«регионалов» смысл есть. Не беря в расчёт идеологические мотивы, уступка состороны Киева в столько принципиальном вопросе действительно могла бы снизитьградус напряжения на Востоке. Кажется, это понимают и оппоненты ПР. Так, наднях и.о. главы государства Александр Турчинов выступил с инициативой подписания меморандума примирения с последующим внесениемизменений в Конституцию. Однако, ситуацию усложняет ещё один нюанс: насколькотакое предложение ПР устраивает самих бунтовщиков, поддерживаемыхвосточноукраинским населением, успокаиванием которых озаботились «регионалы»?..
Второй блок требований ПРкасается расширения прав регионов. В частности, речь идёт о ликвидацииобластных и районных госадминистраций, выборности глав областных и районныхсоветов, «автономной бюджетной политике в рамках унитарной страны» и праверегионов на «самостоятельную гуманитарную политику». В другой ситуации Киев врядли бы стал рассматривать такие предложения, но сегодня расширение прав регионов– это общеукраинский тренд, объединяющий практически все более-менее значимые политических фигуры страны. Однако, этововсе не значит, что на такой вариант согласятся повстанцы в Донбассе. Уже хотябы потому, что в их требованиях фигурирует федерализация Украины, тогда как впредложении ПР речь идёт о сохранении унитарного государственного устройства.
Впрочем, в ПР приготовили инесколько пунктов, которые уж точно должны понравиться повстанцам. Во-первых,это призыв к власти не использовать Вооруженные силы Украины и «специальные подразделения»для «подавления мирных акций протеста» на Востоке. Во-вторых, это требованиеамнистии для участников протестов по аналогии с той, под которую попалиучастники Майдана. Но пойдёт ли правительство на такие уступки – большойвопрос. Объективно, наряду с обычными гражданами, в волнениях на Востокеучаствуют и хорошо вооружённые люди, чьи арсеналы, уровень подготовки идеятельность никак не вяжутся с представлениями о мирных акциях протеста.Понятное дело, что и Майдан не был исключительно мирным мероприятием иманипуляции терминологией сейчас пользуются большим спросом. Однако,легитимизировать амнистией вооружённые захваты админзданий значит дляправительства подписать себе смертный приговор. Фактически, это будет означать«зелёный свет» для всех, кто когда-нибудь захочет снова повоевать под флагомДонецкой народной республики. Вопрос даже не во флагах, а в том, чтогосударство, у которого столь брутальным образом вырвали монополию на насилие, незакроет на это глаза.
А вот ликвидировать «незаконныевооружённые формирования» в Киеве – это другое дело. Тут, надо полагать, у«регионалов» и новой власти – полное единодушие и общий энтузиазм на двоих.Акции «Правого сектора» вроде захвата Верховного суда Украины неприятны новой власти в той же степени, как иэкс-судья, провозглашающий себя президентом Юго-Восточной республики. И в том, что ведомство АрсенаАвакова справится с поставленной задачей с огромным удовольствием, сомневатьсяне приходится. Вспомнить хотя бы то, как на прошлой неделе милиция обошлась с участниками «поезда дружбы», направлявшегося из Киева в Харьков дляпротивостояния с антимайдановцами.
А вот призыв «регионалов» кповстанцам сложить оружие и немедленно освободить захваченные админздания ужточно не вызовет у последних энтузиазма. Тем более, что самим «регионалам» онине доверяют. Например, Михаила Добкина изрядно потрепали у захваченного СБУ в Луганске. Да и в Славянске повстанцы быстренько провозгласили нового мэра, не оценив пророссийской деятельности Нели Штепы. Где гарантиятого, что выполнение требований, выдвигаемых ПР, действительно приведёт кдеэскалации напряжения в регионе? Конечно, ПР имеет влияние на определённоеколичество населения Донбасса и Востока в целом. Однако, всем понятно, что всложившейся ситуации переговоры нужно вести, прежде всего, с вооружённымиповстанцами, а не с кем-то другим. Но смогут ли руководители местной ПР статьреальными переговорщиками между Киевом и регионов – это большой вопрос, откоторого зависит не только политическое будущее ПР, но и развитие событий встране. Есть серьезные поводыпредполагать, что они уже давно не контролируют ситуацию.
Фото - газета Вести