Тень молодёжи
В современных украинских реалиях День молодёжи – почти как День борьбы со СПИДом: повод в очередной раз ужаснуться масштабам проблемы, а не фестивалить.
Напомним, согласно отечественному законодательству, молодёжью следует считать украинцев в возрасте от 14 до 35 лет. По состоянию на 2011 год, численность молодёжи в Украине составила примерно 14,5 млн. человек – без малого 32% населения. С объективной точки зрения, их главная задача– обеспечивать воспроизводство населения, то бишь создавать семьи и заводить детей. В современном обществе это предполагает решение ряда промежуточных задач: молодым людям необходимо пройти путь личногостного становления, получить образование, найти работу – словом, подготовиться к отцовству либо материнству морально и материально. Но в реалиях украинского государства выполнение велений природы и социума становится почти подвигом.
Путь в самостоятельную жизнь начинается для большинства молодых людей по окончании школы, когда приходится определяться с профессией. За последние двадцать лет резко сократилось количество техникумов и ПТУ, а количество высших учебных заведений возросло более, чем двое – до 846 заведений всех уровней аккредитации. По данным Госкомстата, в течение последних 4 лет украинские ВУЗы ІІІ-IV уровней аккредитации выпускали свыше полумиллиона специалистов в год. Общая же численность студентов ВУЗов всех уровней аккредитации в 2011\2012 учебном году перевалила за 2,3 миллиона. Казалось бы, вот она – дорога в жизнь…
Впрочем, как в своё время выразился немецкий социолог Ульрих Бек, теперешнее образование – это призрачный вокзал: билеты покупать всё ещё приходится, но поезда по расписанию уже не ходят, но наличие мест и маршрут следования не гарантируются. Поэтому, «отмотав» 4-5-6 лет в застенках высшей школы в ожидании заветной дипломной «бумажки», украинский студент выходит «на вольные хлеба». Например, по данным социолога Алины Уколовой, более половины луганчан не работают по специальности, полученной в ВУЗе. Учитывая несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда, удивляться нечему. Студенты прекрасно понимают сложившуюся ситуацию и не особенно «парятся» по этому поводу: работу по специальности считают для себя важной менее 30% студентов, в то время как для 75% на первом месте стоит возможность достойного заработка.
Но и с трудоустройством дела обстоят далеко не лучшим образом. В целом, уровень занятости молодёжи 15-24 лет составляет около 30%, 25-29 лет – около 70%, 30-39 лет – чуть меньше 80% (по Госкомстата, на 2011 г.) При этом без малого 70% молодёжи уверены, что лучше всего искать работу с помощью родственников и знакомых.Уровень безработицы в указанных возрастных группах составляет (по тем же данным) около 20%, 9% и 7% соответственно. За последние пару лет, именно молодёжь составляла от трети до половины украинских безработных. Менее 30% украинских студентов довольны жизнью и видят свои перспективы в Украине. Поэтому не удивительно, что 65% молодых украинцев хотели бы уехать работать за границу, причём 14% не исключают, что навсегда.
Учитывая обстоятельства, путь к реализации главной биологической и социальной функции становится для молодёжи и извилистым, и тернистым. Поэтому возраст вступления украинцев в брак медленно, но неумолимо растёт. Ещё в 2009 г. этот показатель составил чуть более 30 лет у мужчин и немногим менее 30 лет – у женщин. При этом за последние полтора десятилетия количество браков обвально сократилось – без малого на треть. По количеству разводов Украина – одна из первых среди европейских стран. Как отмечают исследователи, каждый пятый брак распадается именно из-за материальных проблем. К примеру, около половины молодых семей делят жилплощадь с родителями и лишь 4% из них делают это добровольно – попробуй тут свить семейное гнёздышко.
Хотя деторождение входит в тройку мотивов для вступления в брак (после желания жить с любимым и близким по духу человеком), молодые украинки рожать не торопятся: более половины детей рождаются у мам в возрасте 25-34 года. Это вполне соответствует европейским демографическим тенденциям и ведёт к европейским же последствиям – «старению» населения со всеми вытекающими последствиями. Уже сегодня соотношение работающих и пенсионеров вплотную приблизилось к показателю 1:1. В общем, пока молодёжь пробивается сквозь тернии жизненного пути, Украина стареет и вымирает, а вместе с тем теряет конкурентоспособность.
Состояние общества, когда социально заданным целям не соответствуют социально одобряемые пути их достижения, называется аномией. И это касается не только семейных ценностей. Творческая самореализация, профессиональная востребованность, признание и успех – эти и многие другие жизненные ориентиры становятся достоянием немногих молодых людей, кому посчастливилось найти окольные пути для их достижения.
Впрочем, аномия – штука неприятная, но не смертельная – к ней можно приспособиться. Ценой такого приспособления является высокий уровень аномической деморализованности украинцев (по данным Института социологии НАНУ, 12 баллов из 18), цинизма (по тем же данным, 9,6 из 14 баллов) и тревога (по тем же данным, 45,5 баллов из 80). Кроме того, украинцы – одна из самых недоверчивых европейских наций – значение индекса доверия в нашем обществе составляет чуть больше 4 баллов из 10 возможных.
Особенно болезненно такое состояние общества «бьёт» по молодёжи – людям, которые находятся в процессе личностного, духовного и социального становления. Классик социологии Эмиль Дюркгейм одним из главных показателей аномии считал самоубийства – растерянный и дезориентированный в жизни человек более склонен покончить с собой, нежели твёрдо стоящих на ногах. К сожалению, на фоне общего снижения количества самоубийств в Украине возрастает количество сведений счетов с жизнью именно в молодёжной среде.
Но суицид – лишь самый радикальный способ ухода от проблем раз и навсегда. Ситуативно дистанциироваться от неприятных переживаний и ситуаций традиционно помогает алкоголь. Только в прошлом году выше полумиллиона украинцев (600 тысяч) отметились в диспансерах с диагнозами «алкоголизм» и «белая горячка», при этом четверть из них составила молодёжь – люди возрастом до 35 лет. И это – лишь официальные данные по критическим случаям. В целом, почти 90% 15-17-летних украинцев имеют опыт употребления алкоголя, мотивируя это желанием расслабиться, забыть о проблемах и весело провести время. Не лучше дело обстоит с наркоманией: по размаху этой проблемы Украина – один из европейских лидеров. Ещё бы, ведь примерно четверть молодых украинцев успевают попробовать наркотики ещё в школьные годы…
Но, повторимся, наркомания, алкоголизм, самоубийства и прочие ужасные вещи – лишь следствия и симптомы главной проблемы молодёжи – социальной неустроенности. Просветительская и педагогическая работа, организация молодёжного досуга и прочие мероприятия безусловно нужны. Но если в государстве для молодёжи места нет, всё это – припарки для клинически мёртвого пациента.
Фото с сайта Mignews