С чего начинаются выборы
Четкая тенденция по сокращению количества избирателей и снижению явки на выборы будет способствовать подтасовкам во время голосования и подсчета результатов на парламентских выборах 2012 года. Кроме того, пока избирательная кампания еще не вступила в публичную фазу, как раз самое время вспомнить о проблемах, которые существенно могут повлиять на ее исход.
ИЗБИРАТАЛЕЙ СТАНОВИТСЯ ВСЕ МЕНЬШЕ
Изучение нового закона о выборах заставило обратиться к архивам и для начала освежить в памяти все необходимые цифры. Итак, Луганская область на 31 января 2012 года насчитывает 1 млн. 835 тыс. 834 избирателя. На официальном сайте областного управления статистики можно найти следующие данные о количестве населения области.
Как видно из таблицы, количество населения области во всех возрастных категориях неуклонно снижается. И если общее количество населения области еще в 1995 году составляло 2 млн. 809 тыс. 300 человек, то уже в 2011 году – 2 млн. 286 тыс. 700. Убыль составила более полумиллиона человек – 522 тыс. 600.
Теперь рассмотрим изменившуюся ситуацию сквозь призму закона о выборах.
Он устанавливает, что в Украине должны быть сформированы 225 избирательных округов. Разбег в количестве избирателей может быть не более 12% от средней численности избирателей в округе.
По информации Госреестра избирателей, в стране на 31 января 2012 года - 36 млн. 763 тыс. 367 человек, делим на 225 округов, получаем 163 393 избирателя на округ. По статистике, средняя убыль населения в области за год составляет не менее 1%. Таким образом, в Луганской области к октябрю 2012 года населения будетпримерно2 млн. 268 тыс. человек, избирателей - примерно 1 млн. 818 тыс. человек.
МАНИПУЛЯЦИИ С ОКРУГАМИ
Как видим уже с 1998 года к настоящему моменту количество избирателей уменьшилось почти на 300 000 человек. Созданные на выборах 1998 года 12 избирательных округов в области были оправданы с математических позиций. Однако в этом году «нарезать» 12 округов - это еще надо постараться.
Партии регионов будет очень выгодно создать на Донбассе как можно больше округов. От среднебазовой цифры - 163 тыс. 393 избирателя на округ 12% в плюс или в минус позволят создать округа с количеством от 144 тыс. до 183 тыс. избирателей в округе. Во втором случае в области можно нарезать не более 10 избирательных округов, а вот в первом – 12, или даже 13, объясняя это, например тем, что необходимо обеспечить их территориальную и административную целостность. Кандидатов-то ведь будет много! Повышать шансы «своим» можно лишь увеличив количество «стартовых площадок», то есть избирательных округов. А вопрос финансового обеспечения работы дополнительных территориальных избиркомов (ТИК) и участковых комиссий (УИК) пока даже не поднимается.
То, что округа будут созданы по закону о выборах не позднее 20 апреля и данные о них опубликованы не позднее 16 мая должно подстегнуть будущих участников кандидатского марафона уже сейчас более тщательнее контролировать этот процесс. Основными критериями при создании округов должны стать целостность административных единиц в округе, компактность, равноудаленность центра округа от его окраин. Законодатели, принимая Закон «О выборах…», скорее всего, сознательно не выписали процедуру и механизм формирования границ избирательных округов. Нет и в ЦИК никаких инструкций и положений по этому поводу. Получается, что данный вопрос отдан на откуп местным органам власти, которые по своему усмотрению и исходя из желаний провластных кандидатов «раскроят» электоральное поле региона. Однако общественность может и повлиять на этот процесс.
Для стимулирования публичной дискуссии по вопросу «нарезки» избирательных округов в Луганской области приведем следующий анализ выборных кампаний предыдущих лет в разрезе «округа/избиратели».
Качество голосования 1998/2002
Итак, за период с 1998 до 2002 года выросло количество избирательных участков, однако снизилась численность самих избирателей.
В 2006 и 2007 гг. выборы народных депутатов Украины проводились по партийным спискам.
СПИСКИ - В МИНУС И В ПЛЮС
В течение дня голосования и в 2006, и в 2007 гг. численность избирателей в списках существенно менялась.
ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОМУ
Картина голосования на выборах в 2006 и 2007 годах показывает, что выездные голосования иногда дают существенное «перевыполнение плана». Хотя перепроверка выездной урны весьма проста – члены УИК на выездном голосовании физически могут (если строго по закону) обеспечить голосование на дому не более 6-7 избирателей за час. В 2006 году на дому проголосовали почти 63 тыс. чел, в 2007 – 60 тыс. 160 чел., что составляет от 4 до 5 % от принявших участие в голосовании избирателей.
СМЕШАННАЯ СИСТЕМА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Ну а теперь вернемся к выборам 2002 года, потому что конфигурация предстоящих выборов-2012 и состоявшихся в 2002 году аналогична: смешанная система, шкурный интерес мажоритарщиков, последний шанс для кого-то из партий.
Во-первых, около 1,5 тысяч бюллетеней были выданы, но в урны не попали.
Разница между количеством избирателей, получивших бюллетени, и количеством избирателей, принявших участие в голосовании (то есть, опустивших в урны заполненные бюллетени) всегда свидетельствует о том, что некоторое количество бюллетеней было вынесено из участка. Дальнейшая их судьба понятна. Это, кстати, может радикально изменить общую картину голосования в округе.
Во-вторых, по официальным данным, количество избирателей, включенных в списки голосования за депутатов-мажоритарщиков и за списки партий существенно разнилось.
Но ведь даже студенту-первокурснику понятно, что количество избирателей в списках по выборам кандидатов-мажоритарщиков и кандидатов от партий должно быть одинаково! Это на выборах в различные ветви власти избирателей могут фильтровать из-за, например, регистрации места жительства, но никак не на парламентских выборах.
Разница между количеством избирателей в списках на голосование за мажоритарщиков и за партии в пределах области составила почти 1% от числа принявших участие в выборах. Как такое может быть? При этом разница между количеством получивших бюллетени избирателями и количеством опустивших эти бюллетени в урны составила по области 1683 бюллетеня – вот это называется «карусель». При этом у мажоритарщиков количество полученных, но не прошедших через урны бюллетеней по всем 12 округам в области составило 1314 штук.
НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ В 2012 ГОДУ
В последний раз украинцы избирали депутатов по смешанной – мажоритарно-пропорциональной системе – в 2002 году. В частности, результаты голосования по мажоритарщикам были такими.
Можно ожидать, что осенью этого года, при всех включенных режимах админвоздействия, явка избирателей может составить от 45 до 60%. Прогноз – по итогам голосования окажется, что проголосовали на дому более 6% принявших участие в голосовании. Разница между получившими бюллетени и проголосовавшими может составить до 0,5% (те, кто не успеет донести на участок вынесенное ранее). Общее количество принявших участие в голосовании может и превысить 1 млн. избирателей. Количество бюллетеней, признанных недействительными может превысить 4 %. Простое суммирование позволяет получить от 8 до 12 % откорректированных внешним «дирижером» цифр в итоговых протоколах ТИК.