БОЛГАРСКИЙ ВОПРОС
Российский публицист Константин Крылов, не испытывающий особой любви к Украине, недавно в своем блоге дал оригинальный совет по решению наших языковых проблем. По версии Крылова, украинцы должны отказаться от разделяющего их двуязычия и принять в качестве государственного третий язык – автор предлагает родственный болгарский – положив, таким образом, конец славянскому спору – «Не «в Украине» и не «на Украине», а «в Украйна», - пишет он. Разумеется, досужие фантазии Крылова не более чем очередной антиукраинский пасквиль, но в одном он прав - фантомная проблема украинского двуязычия не имеет ни малейших шансов разрешиться и при новом Президенте Украине. Перед которым, с одной стороны стоит необходимость выполнять обещания «о втором русском» данные избирателям Юго-Востока, а с другой – не меньшая необходимость не вызвать «языкового бунта» в западных областях, которым не преминут воспользоваться оппоненты. Хозяйственнику Януковичу, скажем так, не искушенному в гуманитарных вопросах, в этой ситуации не позавидуешь. Впору учить болгарский.
Прежде всего, давайте обозначим позиции – автор, будучи человеком русскоязычным, тем не менее, считает, что языковая проблема в Украине надумана и является ритуальным элементом политической жизни. Изъятие этого важного смыслообразующего фактора обрушит всю политическую систему Украины, поскольку в отсутствие традиционных европейских идеологий, филологические и исторические вопросы делят наших политиков на условно «левых» и не менее условных «правых». Поэтому никакого «окончательного решения» языкового вопроса в обозримом будущем в Украине не произойдет. Политикам просто не с чем будет выходить к народу на выборах. А так всегда под рукой удобный и необременительный языковой вопрос. Если в Америке индикатором смены демократов\республиканцев является показатель «больше налогов\меньше налогов», то у нас «больше \меньше украинского языка». Сейчас маятник качнулся в сторону «меньше», только и всего.
Однако в национально-ориентированных гуманитарных кругах грядущую пятилетку уже заранее воспринимают как какое-то нашествие гуннов, когда все украинское будет оплевываться и уничтожаться. В чем-то украинские интеллектуалы правы, глупо отрицать наличие в Партии Регионов экстремистского, откровенно украинофобского крыла. И так же было бы наивным считать, что эти люди не попытаются реализовать свою политику при «своем» президенте. Но на пути у радикалов встанет никто иной, как сам Янукович.
Если языковую политику при Януковиче будут олицетворять Колесниченко и Табачник, то про пятилетку стабилизации и «Украины для людей» придется забыть. Национал-патриоты уходят в оппозицию, а это значит, что моральный их авторитет, упавший за время близости к власти при Ющенко, снова начнет расти. Янукович прекрасно понимает, что именно избиратели Центра и Запада страны, где за украинский язык горой не только книгочеи, но и простой народ, своей безучастностью к судьбе Тимошенко, позволили ему стать Президентом. Поэтому лишний раз не будет дразнить гусей.
Первым делом на свалку будет отправлена идея о втором государственном языке. Собственно это было сделано еще во время избирательной кампании. В интервью «Коммерсанту» Янукович сказал: «Мы уже подготовили ряд законопроектов. Для того чтобы они были приняты, достаточно 226 голосов в парламенте и подписи президента. Я после избрания на пост президента подпишу их. Эти законы предусматривают условия развития языков и культур в местах компактного проживания носителей языка. Где-то у нас проживает русскоязычное население, где-то – болгары (вот и крыловские болгары всплывают – С.К.), греки, румыны». Вот так, точка – русский, наряду с болгарским и румынским. Никаких изменений в Конституции.
Затем, языковые вопросы будут сброшены на места, в ведение областных советов («умыл руки»), которые смогут определять, например, языковой режим в сфере образования на территории своей громады. А вот здесь нас может ждать сюрприз. Не факт, например, что, так яростно боровшийся «за язык» Луганский областной совет при Ющенко, будет заниматься этим вопросом в изменившейся политической ситуации. Много мы вспомним таких инициатив местного парламента при президенте Кучме? Ведь языковой вопрос – это вопрос, прежде всего, политический. И все документы на эту тему надо читать между строк: вроде бы написано: «Требуем ратификации Европейской хартии …», а на самом деле читай: «Наш Президент - Янукович».
Разумеется, ослабление государственной политики в сфере украинизации приведет к тому, что те, кто не хотел знать украинский язык, получат теперь массу лазеек его игнорировать и дальше. Однако к необратимой русификации это не приведет по одной простой причине. Идеология «русскоязычия» в Украине – это обороняющаяся идеология, стремление русскоязычных граждан сохранить свой язык перед лицом ПОБЕЖДАЮЩЕГО украинского национального проекта. При всех упреках московских интеллектуалов в том, что украинская идея в том виде, как она существует сейчас - эклектична, искусственна и сшита белыми нитками, ее оппоненты не могут противопоставить ей вообще ничего, кроме мешанины из советских пионеров-героев, обрывков европейский гуманитарных концепций и субкультурных «донбасских харкатеров». Пусть украинские герои не всем нравятся, не всегда политкорректны и не всегда герои, но если выбросить из ее истории Мазепу, Петлюру и Бандеру, то останется абсурдный Дмитрий Табачник, набирающий смс-ки за «великого украинца» Ярослава Мудрого. Оставаться в рамках украинского проекта и не признавать первенства украинского языка, культуры, истории нельзя. Рано или поздно, такой человек признает, что он иностранец или представитель национального меньшинства, все права которого уже защищены украинской конституцией. Будь он хоть гагауз, хоть болгарин.
А вот для украинских интеллектуалов, готовящихся уходить в подполье при Януковиче и отстреливаться до последнего патрона, на самом деле наступает очередной шанс показать всю прелесть и привлекательность украинской культуры – писать книги, сочинять песни, снимать фильмы, без продуцирования глупых шовинистических агиток и деклараций. Лозунг творческого объединения «Остання барикада» - «Украинская культура будет либо агрессивной, либо мертвой», по которому украинская интеллигенция жила последнее десятилетие, стоило бы пересмотреть, ведь агрессивная культура порождает лишь встречную агрессию. И тогда действительно между языком Пушкина и Шевченко, придется выбирать болгарский. Язык Киркорова.
Константин Скоркин
Фото - с официального сайта ЛОО ПР