БОРЬБА ЗА СТАТУС ВМЕСТО СОДЕРЖАНИЯ
Украинские власти всерьез рассматривают вопрос возвращения свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Однако в каком виде возвращаться к новому «хорошо забытому старому» еще не решили – пока что в областях готовят пакеты предложений для Кабмина.
Как известно, режим специальной инвестиционной деятельности установили в 1999 году - в Законе 970- XIV от 15 июля 1999 года определялось понятие территории приоритетного развития в Луганской области. В 2005 году Законом о Государственном бюджете Украины все ТПР и СЭЗ (Свободные экономические зоны существовали в других областях, в частности в Донецкой) были ликвидированы. И тогда, и сейчас власти Луганского региона полагали, что это решение – ошибочно, и несмотря на выявленные факты завода контрабанды с использованием механизмов специальной инвестиционной деятельности (опять же, в соседней области), настаивали на том, что ТПР Луганской области принесли больше пользы, чем проблем. Вопрос возвращения территорий приоритетного развития обсуждался на заседании комитета экономических реформ Луганской области. Результат был предсказуемым – областные власти и представители бизнеса просят КМУ вернуть им спецрежим инвестицинной деятельности. Однако за 10 лет запросы выросли – если в 1999 году в ТПР попали Брянка, Краснодон, Красный Луч, Первомайск, Свердловск, Стаханов и Антрацитовский, Краснодонский и Кременской районы, то теперь территорией приоритетного развития хотят сделать всю Луганскую область.
Правда, сами же бизнесмены говорят – дескать, придать территории формальный статус это одно. А вот наладить систему по-настоящему – это совсем другое.
РЕЙТИНГ НЕ РАДУЕТ – ДОВЕРИЯ НЕТ
Перед новыми областными властями поставлена задача в 2010 году привлечь в регион инвестиций на сумму, эквивалентную 15% регионального ВВП.
По рейтингу Мирового банка «Ведение бизнеса-2010» Украина занимает 142-е место из 180 в списке. Россия – 120-я, Беларусь 58-я, Грузия - 11-я.
«Возобновление спецрежима инвестиционной деятельности является самым малозатратным способом увеличения объема инвестиций в экономику Луганской области», - говорит глава Луганской региональной торгово-промышленной палаты Геннадий Болдырь. Однако он напоминает, что решать нужно не только статусные вопроса. «Рейтинг Мирового банка составляется по 10 равновесным индикаторам. Как быть с коррупцией, стабильностью законодательства. Кто гарантирует, что не будет нового моратория на закон, как государство будет выполнять свои обязательства, например, по возмещению НДС, определению справедливой таможенной стоимости», - говорит Болдырь.
С одной стороны, опыт работы ТПР на территориях приоритетного развития подтверждает, что специальный режим действительно привлекает инвесторов. Так, с 1999 по 2005 гг. было предложено около 100 и утверждено 36 инвестиционных проектов на общую сумму около $104 миллионов. За время функционирования спецрежима в проекты реально успели вложить только половину этой суммы.
Закон «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области» предусматривал, что бизнес, который возьмется построить новое предприятие или реорганизовать либо перепрофилировать неработающее в депрессивном регионе области, на начальном этапе развития будет получать налоговые и таможенные льготы. В частности, речь шла об освобождении: на 5 лет освобождался от платы за землю, оплаты ввозной пошлины и уплаты НДС на оборудование, сырье и материалы, установки, которые использовались при реализации проекта, на три года - от уплаты налога на прибыль, а с четвертого по шестой год включительно платил половину от действующей ставки налога на прибыль, и до 2009 года - от сборов в Государственный инновационный фонд Украины и в госфонд содействию занятости населения в случае, если половину списочного состава рабочих предприятия составляли горняки, потерявшие работу в ходе реструктуризации углепрома.
Была установлена и минимальная стоимость проекта, который мог получить такие льготы. В сфере агропромышленного производства, обрабатывающей промышленности и здравоохранения он должен был стоить не менее $500 тысяч, в сфере строительства и транспорта - не менее $700 тысяч, в сфере добывающей промышленности, производства электроэнергии и кокса, химического производства и машиностроения – не менее $1 миллиона.
За время работы проектов было создано больше 3 тысяч новых рабочих мест, в бюджеты и госфонды поступило 137 млн. грн., а условные льготы составили 35 млн. грн. После введения моратория 14 из 36 привлеченных инвестиционных проектов аннулировались, на данный момент работу продолжают только 3 проекта.
Один из тех, кто остался, несмотря на изменение законодательства – украинско-польская фирма «Вико-Украина», которая производила мебель и оборудование. Ее представитель Юрий Полупанов говорит, что после отмены всех льгот польскому инвестору пришлось отказаться от идеи полностью перенести производство в Украину и прекратить вложение средств в предприятие. И в ближайшее время вкладывать средства в его развитие инвестор не планирует. Если же льготы вернут – это станет возможным. Однако Полупанов говорит, что доверия уже нет к властям.
«Нужен прозрачный механизм, четкие правила игры, чтобы инвесторы не сомневались», - считает он.
ОТ НДС ПРОЩЕ ОТКАЗАТЬСЯ, ЧЕМ НАВЕСТИ ПОРЯДОК
Директор ООО «Автоклапан» Андрей Недовес считает, что самое простое – найти полмиллиона долларов инвестиций. «Они будут завтра. Самая большая проблема – пройти от принятия закона до выпуска первой партии готовой продукции, бюрократическую машину нашего государства», - говорит он. Больше его беспокоит и проблема коррупции, которой сложно избежать, если проект (как в рамках ТПР) значительно зависит от чиновников.
«Отдельно нужно прописать работу предприятий, где создают продукт с большой добавленной стоимостью – это как раз то, чего не хватает Луганской области и Украине в целом. Нужно уходить от статуса сырьевого придатка – при всем уважении к шахтерами, металлургам, коксохимикам и так далее. А если оно ориентировано на экспорт – вообще на руках носить нужно. К тому же, отдельно для инвесторов нужно прописать и механизм возврата НДС – никакой инвестор не будет работать при таком администрировании налогов.
Заместитель председателя ЛОГА по вопросам экономики, в прошлом - один из руководителей налоговой службы региона, Анатолий Репицкий в свою очередь уверяет, что проблема НДС существует в том числе из-за своеобразной структуры региональной экономики, а не только из-за чиновников.
«70% промышленности в области – перерабатывающая. Сырьевой базы нет – завозится и газ, и нефть, и руда и так далее. Продавец из другой области платит НДС в другой области. Получая сырье, наше предприятие ставит налоговый кредит, при экспорте продукции получается громаднейшее возмещение НДС. Это перебороть невозможно, больше собирать невозможно. А на возмещение выставляется все больше», - говорит Репицкий. И напоминает – в предложениях, которые подготовила Луганская ОГА в КМУ по поводу возрождения территорий приоритетного развития, речь идет об освобождении от уплаты НДС на определенный срок бизнеса, который реализовывает инвестиционные проекты на территориях приоритетного развития.
Стоит также отметить, что власти значительно откорректировали минимальные финансовые пороги для инвестиционных проектов. Так, теперь в сфере АПК начать бизнес на ТПР и получить льготы можно будет с $50 тысяч, с $500 тыс. до $250 тысяч снижен порог для инвестпроекта в обрабатывающей промышленности и здравоохранении, с $700 до $350 тыс. в сфере строительства и транспорта, с $1 млн. до $500 тыс.– в сфере добывающей промышленности, производстве электроэнергии и кокса, химпроизводстве и машиностроении. Более того, теперь без пошлин и НДС можно будет ввозить все оборудование, которое имеет непосредственное отношение к производству в рамках инвестиционного проекта, а владелец проекта, который получит больше $1 млн. инвестиций, на три года будет освобожден от налога на прибыль, на 4-6 годы включительно будет платить лишь 20% от обычной ставки. Такой бизнес получит и 50-процентную скидку на установленные действующим законодательством ставки отчислений с фонда оплаты труда во все социальные фонды Украины (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы).
По большому счету, возможность возвращения ТПР в Луганской области – это шанс для легализации украинских капиталов. Как совершенно справедливо отмечают бизнесмены, их европейские коллеги не готовы работать в таких условиях бюрократии, коррупции и задержек с компенсацией налогов.
Показательно, что 80% капитала в ходе работы ТПР до 2005 года имел украинское происхождение. Получилось, что украинские власти стимулировали в первую очередь внутреннего инвестора, украинского. А для этого инвестора, как известно, ни бюрократия, ни проблемы с НДС новостью не станут.