Луганчане удивили сепаратистов
В связи с обострением ситуациина востоке страны столичные социологи решили выяснить, что на уме у местныхжителей и провели в апреле масштабное исследование (Киевский международный институт социологии, 8-16 апреля 2014 года). Давнопора! Ведь с каждым днём в головах украинцев множатся стереотипы. Не проходит инедели, чтобы в СМИ не появилась парочка обличающих публикаций, где «схиднякам»вменяются в вину всяческие мировоззренческие преступления. По правде говоря,даже у многих местных жителей порой складывается превратное представление отом, чем живут и как смотрят на мир их земляки. В общем, исследование пришлосьвесьма кстати – лучше поздно, чем никогда.
Итак, луганчане действительноне любят центральную власть и не считают её легитимной. 70% жителей нашейобласти считают незаконными правительство Яценюка и исполняющего обязанностиглавы государства Турчинова. Часть респондентов уверены в этом абсолютно, часть– с некоторой долей сомнения, но тенденция очевидна. Впрочем, почти 60% несчитают легитимным президентом и беглого Януковича. К парламенту тоже отношениевесьма скептическое: почти 47% считают ВРУ тоже незаконной, и только без малого30% уверены в ее легитимности. Примерно такие же показатели были зафиксированыи на Донетчине. По сути дела, ситуация аховая – таких проблем спризнанием не было ни у одной власти и с этим надо что-то решать, причёмсрочно. Дело тут не в заигрывании с упрямыми добассянами, а в устойчивостиглавных государственных институтов, фундаментом которых является ихлегитимность в глазах населения.
Если в другой части страныМайдан выдал новой власти хоть какой-то кредит доверия (пусть и «отпротивного»), то в наших краях всё было с точностью до наоборот. Сколь бы плохни был Янукович, но он пришёл к власти не с закопчёной революцией улицы, а врезультате выборов – по крайней мере, процедура была соблюдена. А вот Майданбольшинство луганчан (более 60%) и дончан (почти 70%) считают вооружённым переворотом,организованным оппозицией при поддержке Запада. Так что никаких основанийдоверять «майданной» власти у них нет.
Впрочем, животной ненависти кмайдановцам у наших земляков также обнаружено не было. Только 45% опрошенныхсчитают, что Янукович должен был разогнать Майдан силой, 35% придерживаютсяпротивоположного мнения и 20% со своим мнением ещё не определились. Чтокасается жертв среди майдановцев, лишь около 13% луганчан считают, что онивиноваты сами. 43% полагают, что вина лежит на Януковиче лично и Партии регионовв целом, 48% обвиняют оппозицию и около 23% - Запад. При этом почти 55% считаютнеправомерным применение оружия силовиками на Майдане, а правомерным - менеетрети респондентов. С демонизацией «Беркута» здесь тоже не согласны: 66%полагают, что «беркуты» выполняли приказы командования, поэтому и отвечатьдолжны те, кто эти приказы отдавал. В целом, по этим вопросам Донбасс единодушен, в той лишь разницей, чтов Донецкой области вину на оппозицию и Запад возлагают 57% и 28,5% опрошенныхсоответственно. Также там вдвое меньше тех, кто склонен винить «Беркут».
А вот к «Правому сектору»отношение двойственное. С одной стороны, 63% луганчан согласились сутверждением, что «ПС» – это маргинальная группировка, не имеющая реальноговеса, хотя и подлежащая разоружению. С другой - почти столько же респондентовсогласились и с тем, что «ПС» серьёзно влияет на новую власть и представляетзначительную угрозу. В Донецкой области с последним согласно 73%населения. При этом лишь 56% луганчан и около 64% дончан полагают, что ПС – всётаки не миф, а реальная организация. Впрочем, некоторой противоречивости взглядов поданному вопросу не стоит удивляться. Учитывая особенности подачи данных внекоторых СМИ, «реальным» масштабам своей деятельности удивляются и сами«правосеки», не говоря уже об обывателях, которые уже просто не знают, чемуверить, а чему нет.
Что касается гражданской войны,в её возможности уверены почти 52% жителей Луганщины и ещё 23% с мнением неопределились. Лишь 25% из них в такую возможность не верят и настроеныоптимистично. На Донетчине пессимистов на 4%больше, а оптимистов – примерно столько же. С другой стороны Днепра такой пессимизм может выглядетьнеобоснованным. Дескать, если украинские силовики воюют с кремлёвскимидиверсантами – это никакая не гражданская война, а ответ на внешнюю агрессию.Но эта логическая схема не работает, если по-честному принять тот факт, что вволнениях на Востоке участвует и местное население, без которого все эти«заварухи» были бы просто невозможны.
Однако, ростом национализма ирадикализма обеспокоены лишь 27% наших земляков. Разгул бандитизма беспокоит ихчуть больше (30%), а вот крах украинской экономики занимает лидирующее место врейтинге опасений (43%), на втором месте – разрыв связей с РФ (36,2%). Такжелуганчан беспокоит невыплата пенсий и зарплат (28%) и угроза гражданской войны(28,5%). Вопреки ожиданиям, вступление в НАТО, отключение российскихтелеканалов, навязывание одного языка и визовый режим с РФ не слишком-тобеспокоят местное население. Например, введения визового режима с Россиейопасаются лишь 7% респондентов, а вступления в НАТО – около 10%. На Донетчине картина примерно такая же, однакотам намного больше обеспокоены разгулом бандитизма (почти 52%) и угрозойгражданской войны (40,6%). Короче говоря,даже в революционные времена наши земляки не слишком отрываются от суровойреальности и мыслят довольно прагматично.
От центральной власти луганчанехотят, прежде всего, поддержки предприятий Юго-Востока (36%) и разоружениянезаконных формирований (33,5%). Также приоритетным им видится восстановлениеотношений с РФ (28,5%), сбалансированная культурная политика (24%), отмежеваниевласти от националистической и радикальной риторики (22%). Федерализациюсчитают способом сохранить единство страны чуть меньше 22% респондентов, а ещёоколо 20% выступают за публичный диалог Киева с Юго-Востоком. Однако,оптимальным устройством Украины считают федерацию примерно 42% жителейЛуганщины, а 34% согласны просто на децентрализацию власти, унитаристов же унас не полных 12%. Интересно, что при сопоставимых остальных показателях, дончане намногобольше (аж на 13%) больше хотят разоружения радикалов и намного меньшебеспокоятся о поддержке своих предприятний и сбалансированной культурнойполитике (на 10% в каждом случае). Впрочем, учитывая события в Славянске,Краматорске, Мариуполе и других городах области, это совсем не удивительно.
Несмотря на то, что нашиземляки считают власть нелегитимной, их настрой нельзя считать слишкомрадикальным. Захват админзданий в области безусловно поддерживает лишь 12,2%опрошенных и «поддерживают инициативу» ещё столько же. А вот не поддерживаютзахваты 58,3% жителей Луганщины (на Донетчине таких аж 72%). Почти 42% уверены, что оправдать захватызданий нельзя и проблемы нужно решать только дипломатическим путём. Ещё 31%считают, что захваты допустимы, поскольку точно так же делали люди в другихрегионах во время Майдана. Ещё около 25% допускают захваты, если иного путидокричаться до центральной власти нет. Не спешат луганчане и хвататься заоружие. 55% опрошенных готовы взяться за оружие лишь в случае угрозысобственной жизни и жизни близких. 27% вообще не собираются воевать ни прикаких обстоятельствах. Даже в случае угрозы со стороны «хунты» воеватьсобираются лишь около 6%. Военной помощи РФ желают менее 20% местных жителей,тогда как 53,4% введения российских войск не хотят (ещё 23% не определились).Так что в большинстве своём луганчане настроены не воинственно. То же можно сказать и относительнососедей-дончан, хотя у них как раз таки «горячее» всего.
Наболевший вопрос осепаратистских настроениях также оказался не столь острым. Так, отделениеЛуганской области от Украины и присоединение к РФ с большей или меньшей долейуверенности поддерживают около 30% местных жителей, тогда как почти 52% этуидею не поддерживают. Примерно такая же картина и на Донетчине. Выйти на улицы в поддержку присоединения к РФ готов лишькаждый четвертый житель области, а приветствовать введение российских войсксобираются приветствовать не полных 12%. Кстати, в состоянии войны с РФ себячувствуют около трети жителей Луганщины, 54% считают, что войны нет, и ещё 16%с ощущениями не определились.
В общем, настроения луганчан наповерку оказались не столь радикальными и воинственными. Это жекасается и дончан. Главное, чего хотятместные жители – это материальной обеспеченности и поменьше экстремизма – как вдействиях власти, так и в действиях радикальных движений. Протестные настроенияв регионе, безусловно, присутствуют, хотя зашкаливающими их назвать нельзя. Вмассе своей люди не собираются браться за оружие и не поддерживают радикальныеспособы борьбы. Для того, чтобы снять общественное напряжение, новой властинеобходимо, прежде всего, убедить схидняков в том, что они в безопасности и чтоих базовые жизненные интересы не будут попраны, а сами они будут услышаны. Но, учитывая недоверие наших земляков к власти, всё этонужно делать не на словах, а на деле. Максимально убедительно и в минимальныесроки.