НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ
В Украине принято «отмечать» первые 100 дней Президента и правительства. А вот анализировать первые сто дней оппозиции как-то забывают. Тот факт, что и общественность, и активные фигуранты политической жизни воспринимают существование украинской оппозиции как нечто с одной стороны безответственное, а с другой – как мало на что влияющее явление, признак серьезных проблем государственности. Хотя первая оппозиционная «стодневка» и прошла, мы все же попытаемся подвести первые итоги работы новой украинской оппозиции. Главное, что можно констатировать сегодня – оппозиция разобщена и не предлагает обществу своей альтернативы развития.
Размножение делением
Первое, что сделала украинская оппозиция, вместо того, чтобы консолидироваться перед лицом энергично выстраиваемой Президентом Януковичем вертикали - стала стремительно дробиться под влиянием тактических разногласий и амбиций вождей.
Которым, в общем-то, мало что пока можно делить.
В итоге мы имеем целых три оппозиции:
- «безответственную» - во главе с бывшим премьером и неудавшимся кандидатом в Президенты Юлией Тимошенко. Эта часть оппозиции в худших традициях украинского политикума стала безоглядно критиковать власть, стремясь силовым образом заблокировать ее действия, как это было в случае с ратификацией харьковских соглашений между Украиной и Россией. С другой стороны, и власть продемонстрировала полное нежелание сотрудничать с бывшими оппонентами. Логичным следствием этого взаимного неприятия стал бег из рядов БЮТ «денежных мешков» и умеренных политиков. Следующим логичным шагом должна стать и дальнейшая радикализация этой части оппозиции, вплоть до перехода к методам уличного противодействия с властью.
- «конструктивную», которая представлена, прежде всего, лидером «Фронта перемен» Арсением Яценюком, еще одним участником выборов-2010. Власть не скрывает, что хотела бы видеть в роли главного оппонента именно этого политика, не раз демонстрировавшего склонность к компромиссам и лишенного харизмы прирожденного уличного трибуна Тимошенко. Все это ведет к тому, что Яценюк рискует получить ярлык «карманного оппозиционера», прикрывающего «конструктивизмом» соглашательство с властью.
- «национальную» - контуры которой не ясны из-за того, что основной претендент на роль ее лидера экс-президент Ющенко до сих пор четко не определился со своим политическим амплуа. Другой яркий лидер национального направления – Олег Тягнибок, который несмотря на широкую публичную активность, по-прежнему отпугивает значительную часть избирателей своим радикализмом, а потенциальных партнеров по национально ориентированному крылу яркими лидерскими задатками.
Все три крыла оппозиции и их лидеры увлечены собственными амбициями и мало думают о консолидации усилий. Что на фоне укрепления власти Президента настораживает, ведь без функциональной оппозиции будущее демократии в Украине вызывает сомнение.
Стилистические разногласия
Важная причина деморализации оппозиции – это демократическая победа Виктора Януковича, свидетельствующая о том, что декларируемые им идеи (укрепление дружбы с Россией, пересмотр гуманитарной политики и т.д.) разделяются значительной частью общества и как минимум терпимы для значительного процента избирателей (которых симпатики Тимошенко презрительно именуют «противсіхами»). В этих условиях нынешние украинские оппозиционеры, для которых демократическая риторика имеет важное значение, оказываются в сложном положении. Если вспомнить 2004-й, то именно открытое давление со стороны власти сумело объединить все течения оппозиции от «розового» Мороза до «червоно-чорного» Тягнибока. Сегодняшняя власть хотя и демонстрирует авторитаристские тенденции, но их уровень не дотягивает пока до уровня узурпации и подавления свобод. Наоборот - власть беспрерывно оправдывается. Претензии же оппозиционеров сегодня имеют уж слишком очевидно «шкурный характер» - стремление вернутся во власть любой ценой у Тимошенко, обида на нежелание власти делится пирогом в случае Яценюка, идеологической неприязнью в случае националистов.
Построить на таком зыбком грунте широкую поддержку в массах сложновато, ведь четкого ответа на самые волнующие «маленького украинца» вопросы – повышение уровня жизни и социальных стандартов – у оппозиции ответа нет. Их претензии к Януковичу, как в свое время у диссидента Андрея Синявского к советской власти – «стилистические». На основу проблем Украины – коррумпированный госаппарат, сращение олигархии и власти, неразвитость гражданского общества – у оппозиционеров взгляд идентичен с властью, просто они хотят поменяться местами и использовать порочную систему в свою пользу.
Родные Палестины
Что у нас? В Луганской области поражение на президентских выборах Тимошенко привело к тому, что и так имевшая место гегемония Партии Регионов превратилась в абсолютный перевес партии нового Президента. БЮТовские лидеры и примкнувшие к ним во время выборов- 2010 представители региональных элит стремятся из всех сил найти компромисс с победителями, опасаясь их мести. Болем того, в полном соответствии с всеукраинской тенденции – из рядов сторонников Тимошенко «побежали». Так, в парламенте на сторону правящей коалиции перешел депутат Виталий Курило, президент Луганского национального университета. А он, на минуточку, является главой областной организации партии «Батькивщина» - блокообразующей для БЮТ. Очевидно, предвидя подобный поворот событии (а именно то, что лидеры парторганизаций, многие из которых пришли к руководству в условиях всесилия бывшего премьера, начнут «колебаться»), Юлия Тимошенко уже заявила о необходимости проведения праймериз – предварительных выборов лидеров региональных организаций всех уровней. Похоже, что «американский опыт» на Луганщине будет применен одним из первых. Хотя стоит вспомнить и о том, как некрасиво «переизбрали» бывшего главного харьковского БЮТовца, миллионера Александра Фельдмана – просто поставив перед фактом политического решения руководства Блока.
Другой «зубр» региональной политики Николай Гапочка, бывший доверенным лицом кандидата Тимошенко, в своей обыкновенной «право-лево-центристской» манере тоже стал осторожно отрекаться от своей поддержки «народного премьера».
Все это свидетельствует, что для «тимошенковской» оппозиции на Луганщине времена наступают тревожные – власть регионалов усиливается. А объединившиеся в «Конструктивную оппозицию» маловлиятельные национал-демократы радикальны на словах, но вряд ли сумеют завоевать симпатии луганчан, если не смогли сделать этого при «своей» власти.
В этих условиях единственной силой способной выступить хотя бы с перспективой не очень разгромного поражения становятся нынешние партнеры ПР по правящей коалиции – коммунисты. Их местные лидеры откровенно раздосадованы игнорированием их интересов при распределении властных полномочий в области и теперь используют любую возможность для критики регионалов, по крайней мере, на местном уровне. Стоит вспомнить, хотя бы резкую реакцию со стороны лидера обкома КПУ Килинкарова в отношении действий городской власти, во время скандального демонтажа бигбордов в областном центре. На стороне коммунистов – общая ностальгия по советским временам, свойственная луганчанам и делающая КПУ идеологически неуязвимой, в отличии от тех же БЮТовцев.
Успех на президентских выборах Сергея Тигипко в Луганской области, неспешно разворачивающего ряды своей партии «Сильная Украина», дает его партии неплохие шансы на местных выборах. На днях лидером «Сильной Украины» в Луганской области был официально избран влиятельный бизнесмен Александр Кобитев. Однако нынешнее активное участие Тигипко в работе правящей команды, не позволяет говорить о его партии как силе оппозиционной. Скорее, речь идет о параллельной колонне провластных сил.
Однако судьба слишком самостоятельного вице-премьера Семиноженко, уже отправленного в отставку, может послужить сигналом «не высовываться», как самому лидеру «Сильной Украины», так и его региональным сторонникам.
Впрочем, стоит отметить, что при всей любви наших земляков к стабильности и Партии Регионов, отсутствие жизнеспособной оппозиции в регионе, делающей громаду заложником одной политической группы, рано или поздно закончится. Но вот с какой стороны ждать появления конкурентов? Пока на политическом горизонте Луганщины пусто.